Выставка-ретроспектива «Формы памяти» Андрея Осташова в «Эрарте» | FREE ТАЙМ
тел./факс: +7 812 633-03-00

Выставка-ретроспектива «Формы памяти» Андрея Осташова в «Эрарте»

Поделиться:

В музее современного искусства открылась выставка известного белорусского скульптора Андрея Осташова, которая посвящена 20-летию творческой жизни автора. Изящные бронзовые скульптуры и загадочные образы в графике переносят в мир фантазий, который хочется разгадывать и объяснять самому себе.

В работах гармонично переплетаются сюжетные линии восточных мифов и современных сказок, глубокая философичность разбавляется легкостью детского восприятия. Кажется, в работах сочетается несочетаемое. Раскладывая сложную конструкцию на детали, замечаешь столкновение двух миров – реальности и фантазии. В одной скульптуре гармонично сосуществуют воинские доспехи и цветы, слоны и игрушечные медведи украшают наряды таинственных персонажей. Что это – символические маркеры или поток восприятия, не поддающийся точной расшифровке? По словам самого скульптора, метафоричность в его работах, безусловно, присутствует. Так, перья символизируют легкость и свободу, от которых человек частично отказывается в преддверие нового этапа жизни, связанного с большей ответственностью и новыми задачами. Однако помимо скрытых смыслов самого автора куда важнее индивидуальное восприятие зрителя и его способность к нахождению личных смыслов, считает Андрей Осташов.


Мир образов скульптора многогранен и причудлив. Персонажи будто намеренно хотят остаться неразгаданными: за их грациозными фигурами и внешне умиротворенными лицами скрывается широкий спектр эмоций и глубокая чувственность. Некоторые из них погружены в самих себя и демонстрируют некую отрешенность и задумчивость, другие уверенно позируют на публике и цепляют взглядом. Скульптор предлагает погрузиться в мир загадок и иллюзий, в котором каждому предстоит не только ответить на вопросы, но и задать их самому себе. Мы побеседовали с Андреем Осташовым о том, как формировались его творческие ценности, а также узнали, кто вдохновляет скульптора на новые подвиги.

– Французский философ и теоретик мифов Ролан Барт считал, что функция мифа состоит в том, чтобы удалять реальность. То есть миф позволяет отказаться от действительности и создать свою субъективную реальность?
– Я думаю, что человек рожден с определенной задачей, у него есть какие-то задатки. Какую он будет использовать реальность – объективную или субъективную – для того, чтобы раскрыть и обрести себя, каждый выбирает сам. Смотрите, сколько лет прошло, а люди сочиняют героев. Мы сейчас уже не говорим: Персей, мы говорим: Человек-паук или Капитан Америка, то есть у людей есть желание выдергивать героев и создавать новых. Сегодня мифотворчество настолько же актуально, как и в Древней Греции, разве что изменились герои.

– В одном интервью вы сказали, что до сих пор не знаете, кто такой скульптор. Вы начинаете работу и проходите все этапы обучения заново. Получается, опыт и знания не являются эквивалентом успеха? Что самое важное в работе скульптора?
– Когда появляется идея, страшно разрушить ее из-за того, что держишься за определенные рамки, думаешь, как правильно. Хочется избавиться от этого. Когда получается, открываешь скульптуру заново. Она не любит зашоренных ходов. После академии я решил, что не стану заниматься искусством, и исчез из этого мира. Через полтора года что-то внутри все равно потребовало вернуться к делу. Я начал работу, но уже с совершенно другим подходом. Наверное, это время потребовалось мне, чтобы освободиться от академических задач. Они настолько довлеют над тобой и диктуют определенные ценности, что когда выходишь в реальный мир и начинаешь жить с людьми, которые не связаны с этим всем, то ценности меняются. И наконец понимаешь, что дело вовсе не в том, как слеплен палец, а в том, что ты можешь дать людям. В конце концов начинаешь делать те вещи, которые интересны тебе.

– Что вас вдохновляет на новые идеи?
– Когда я переосмыслил свой подход к делу, я сделал небольшую работу для дочки. Помню, как пытался объяснить ей что-то про мифы Древней Греции, и меня очень впечатлило то, насколько проще и мягче она воспринимает даже самые абсурдные вещи, нежели взрослые. Дети играют очень искренне и всегда верят в игру всем сердцем. У меня даже была целая серия работ в Кракове, посвященная детскому взгляду на мир.

– Сколько примерно времени уходит на создание одной работы?
– Где-то полгода – от идеи до ее реализации.

– Как бы вы определили, в чем смысл творчества в целом?
– В том, чтобы познавать самого себя, находить новые идеи, материалы и транслировать миру что-то внутреннее и ценное.

Выставка-ретроспектива «Формы памяти» Андрея Осташова продлится до 20.01.2019.

Текст: Ульяна Донник

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*