тел./факс: +7 812 633-03-00

Велорай

Поделиться:

В Петербурге открыли велосезон. Но раздолья велосипедистам, как в соседней Финляндии, пока нет. Так что если хочется насладиться ездой на стальном коне, стоит отправиться в другие города…

АМСТЕРДАМ, Голландия

• Голландия – страна тюльпанов, ветряных мельниц и велосипедов. В столице страны велосипед и вовсе культ, религия и образ жизни. Принцесса Нидерландов ездит в школу на велосипеде. И этим все сказано.

• Ежедневно на улицы города выезжают до полумиллиона велосипедистов. Специально для этого в городе оборудовано более 400 км выделенных велотрасс.

• В Амстердаме установлены специальные светофоры для велосипедистов.

• На велосипеде можно ехать прямо из аэропорта Амстердама – только спустились с трапа, и тут же отличные велодорожки, каналы, поля…

• По статистике, на каждого человека в Голландии приходится по два велосипеда. Обычно один байк старый, неприглядный, ночует на улице. Не так жалко, если неведомые граждане разберут на запчасти. Или просто украдут – ежедневно в Амстердаме угоняют несколько тысяч велосипедов (воруют, как правило, в два захода: некто А перекусывает велосипедную цепь кусачками и уходит, некто B приходит через некоторое время и как ни в чем не бывало уезжает на похищенном двухколесном коне).

• В Амстердаме есть традиция выкидывать старые велосипеды в каналы. В городе существует специальная служба, которая периодически вытаскивает со дна реки ржавый хлам – аж до 15 тысяч байков в год.

• Распространены многоуровневые велосипедные парковки. Одна из таких – крупнейшая стоянка в Европе Fietsflat (название можно перевести как «велосипедная квартира» или даже «велосипедная равнина»). Здесь размещаются более чем 2500 двухколесных машин. Отсюда глобальная проблема – в лабиринте из тысяч похожих моделей нелегко опознать своего стального коня.

• Распространен такой велосипедный способ передвижения, как bike taxi.

ГРОНИНГЕН, Голландия

• Это своего рода велосипедная столица самой велосипедной европейской страны – более 50 % всех ежедневных поездок здесь совершаются на велосипеде. В центре показатель еще выше – 60 %. Объясняется это легко – многие центральные улицы попросту закрыты для другого транспорта. В поездках в учебные заведения доля велотранспорта превышает 70 %, что тоже легко объясняется: основные жители города – это молодежь от 20 до 24 лет.

• На въезде в город муниципалитет строит перехватывающие парковки Park and Bike, где автомобилистам предоставляют возможность оставить машину, взять напрокат велосипед и въехать в Гронинген на экологически чистом транспорте.

• На среднестатистическую семью в Гронингене приходится 3,1 велосипеда. Дети здесь садятся за руль велосипеда с младенчества. Во всех начальных школах учат понимать устройство городского трафика.

• Часто велосипеды даже не привязывают к стационарным средствам опоры, а попросту бросают где попало, что порой вызывает жалобы пешеходов: мол, велосипеды уж слишком доминируют в городе.

• Светофоры оборудованы датчиками влаги для обеспечения приоритета велотранс­порту в плохую погоду, На многих улицах велосипедные дорожки подогреваются, чтобы в осенне-зимний период на них не образовывался лед и быстрее высыхала влага.

• Любой девелоперский проект в Гронингене не может быть одобрен без тщательного анализа «велосипедной обстановки».

КОПЕНГАГЕН, Дания

• Почти у каждого жителя Копенгагена есть свой велосипед. Туристам и «безлошадным» горожанам доступны порядка 2000 центров проката байков.

• В городе 400 км велосипедных дорожек – можно пересечь город из одной края в другой, практически не выезжая за пределы велосипедной дорожки. Велосипедные полосы есть даже на тесных улицах центра города. Правда, велосипедистам нельзя заезжать в пешеходный квартал Стрёгет.

• Копенгагенские велодорожки не просто обозначены на проезжей части разметкой, но и приподняты на 5–10 сантиметров. Говорят, что каждый раз, когда прокладывают велодорожку, приподнятую над проезжей частью, количество велосипедистов в районе увеличивается на 20 %.

• Стандартная ширина велодорожки 2,5 метра. Так что в них легко вписываются трехколесные «семейные» байки.

• Зимой копенгагенские велодорожки расчищают раньше, чем автомобильные, так что велосипедное движение не прекращается круглый год.

• Столица Дании может похвастать дизайнерским веломостом Сюкльсланген, который из-за своей извилистой формы получил название «велосипедная змея». Это металлическая конструкция с ярким дорожным покрытием оранжевого цвета и подсветкой, чтобы движение по мосту даже ночью было максимально комфортным.

КЕМБРИДЖ, Великобритания

• У всех этот маленький уютный город ассоциируется в первую очередь с престижной учебой, для продвинутых – с Исааком Ньютоном, который профессорствовал в Кембриджском университете, одном из старейших в мире. Но этот академический городок также известен и как велосипедная столица королевства – здесь почти у каждого жителя (от студента до ректора университета) есть свой личный велосипед.

• Власти города внедряют защищенные велосипедные дорожки, но, кажется, в этом нет большой нужды – узкие викторианские улочки по определению куда более лояльны к велосипедам, нежели к авто.

• Подержанными велосипедами торгуют на каждом углу.

• Но и воруют на каждом углу – кембриджская полиция утверждает, что треть своего времени посвящает поиску украденных велосипедов. И это там, где воспитывается будущее нации!

МОНРЕАЛЬ, Канада

• Несмотря на холмистый рельеф и зиму со снегом, Монреаль обладает статусом главной велостолицы Северной Америки. Сюда устремляются велосипедисты со всей Канады и США.

• Протяженность отдельных велосипедных дорожек составляет около 600 км.

• Администрация города легко (ну или не очень) выделяет астрономические цифры в сотни миллионов долларов на модернизацию велосипедных дорожек и создание велосипедных парковок.

• Своим подъемом велокультура Монреаля обязана: а) нефтяному кризису; б) сообщест­ву «Мир велосипеда», куда главным образом входили артисты и анархисты. В честь одной из активисток сообщества Клер Мориссетт назван главный маршрут через центр города.

• Это первый город, в котором был организован муниципальный прокат велосипедов Bixi (от слов «велосипед» и «такси»).

• Традиционно в конце мая – начале июня в течение 10 дней (и ночей) проходит велосипедный фестиваль. До 30 тысяч человек седлают своих железных коней, чтобы принять участие в массовом заезде с маршрутами от 30 до 100 километров.

БАЗЕЛЬ, Швейцария

• Все улицы третьего по величине в Швейцарии и чрезвычайно живописного города на берегу Рейна включают левую полосу, которая является неприкосновенной и предназначена исключительно для велосипедистов.

• Даже лица с ограниченными возможностями могут воспользоваться прокатом специальных велосипедов.

• Многочисленные велосипедные дорожки города оборудованы собственными знаками велосипедного движения. Для велосипедистов выпускаются дорожные карты.

• Бампер байка любого законопослушного швейцарца украшен тремя наклейками – это свидетельство обязательного страхования двухколесной машины.

• В Базеле функционирует велосипедно-курьерская почта.
• Базель – один из пунктов знаменитой рейнской велосипедной дорожки (вдоль Рейна велосипедисты путешествовали начиная с 19-го века).

• В велобутике Single Speed Bicycles продаются уникальные «ретровелосипеды» – вполне современные машины, но визуально оформленные в старинном стиле.

ПЕКИН, Китай

• В Пекине зарегистрировано 11 миллионов велосипедов (на 21 миллион жителей). И хотя велосипед пришел в Китай из Европы, еще 30 лет назад основным транспортным средством в Пекине был именно велосипед. Тогда Китай называли царством велосипедов. Сейчас двухколесный транспорт вновь возвращает утраченные позиции. Не случайно в Поднебесной родилась шутка: «Китайский ребенок рождается сидящим на велосипеде».

• Любовь китайцев к велосипедам так велика, что они продают их в виде игрушек-сувениров.

• Работает принцип «последней мили» – жители Пекина традиционно доезжают на велосипеде до ближайшей станции метро и ставят его на стоянку. Там машина стоит целый день, и никто на нее не покушается.

• Велодорожки в Пекине шириной в целую полосу. Но по ней ездят также мотоциклы. Еще нюанс: китайцы не очень любят соблюдать правила дорожного движения.

• Велорикши – один из элементов пекинской экзотики. В основном они обслуживают короткие участки, соединяющие различные достопримечательности с метро.

ТРОНХЕЙМ, Норвегия

• В Норвегии велосипедом, по статистике, пользуется около 90 % населения страны. Первенство же держит Тронхейм, город, находящийся всего в 500 километрах от Северного полярного круга. Город своим фактом утверждает: настоящему велопоклоннику снег не помеха.

• В Тронхейме нет бросающихся в глаза велосипедных дорожек или отдельных светофоров, как, например, в Амстердаме, зато норвежский город знаменит своим первым и на данный момент единственным в мире лифтом для велосипедов, который работает по принципу эскалатора.

• Старые велосипеды часто используют как оригинальные декоративные элементы.

АЛЬМЕТЬЕВСК, Россия

• Самый велодружественный город в России. Идея мэра города Айрата Хайруллина пересадить на велосипеды жителей Альметьевска родилась вовсе не из-за бедственного финансового положения горожан – ВВП на душу населения нефтяной столицы превышает среднероссийский в два раза. Главой города движет, с одной стороны, амбициозная идея создать золотой стандарт российского велогорода, с другой, очень личная – превратить Альметьевск в город, где ему будет не страшно отпустить своего сына в школу на велосипеде.

• Единственный город в России, где есть сеть велосипедных дорожек в датском стиле: велодорожки отделены от проезжей части, оборудованы светофорами, есть парковки и даже специальные урны для велосипедистов, в которые удобно бросать мусор на ходу.

• Отдельное внимание уделяется зимнему периоду – климат в Татарстане гораздо суровее московского. Создатели проекта опираются на опыт финского города Оулу, в котором до 40 % жителей и зимой передвигаются на велосипедах («Главное – тепло одеться и оборудовать велосипед фарой и светоотражателями», – говорят жители Оулу).

Европейская федерация велосипедистов планирует к 2020 году завершить создание сети EuroVelo – веломаршрутов, проложенных по всей территории Европы. Общая длина маршрутов будет составлять 70 000 км. Сегодня сеть состоит из 14 маршрутов большой протяженности. Самый длинный маршрут протяженностью 10 400 км соединяет Баренцево море на севере с Черным морем на юге и носит хлесткое название «Железный занавес». В пограничные зоны десятилетиями не ступала нога человека, так что путешествие по этой трассе – уникальная возможность посмотреть на дикие ландшафты с нетронутыми флорой и фауной.

ДОРОГА В СУОМИ

Нам в Питере повезло быть соседями Финляндии. Ее называют Страной тысячи озер, но это еще и страна тысячи дорог. И велодорожек. Они есть во всех городах, и крупных и маленьких. Есть велодорожки и между городами. Да, собственно говоря, и до Хельсинки можно доехать, крутя педали по так называемой Королевской дороге – древнему почтовому тракту, связывающему в Средние века Турку и восточный форпост Швеции – Выборг. И лучше всего это делать в мае, когда не изнуряет жара и не одолевают насекомые. Заблудиться невозможно – в качестве ориентира служат коричневые таблички на трассе с изображением короны. Те, кто уже совершил это путешествие, уверяют – не спеша, осматривая по пути города, до столицы Суоми легко можно доехать за 4–5 дней. А в самом Хельсинки 1200 км велосипедных маршрутов. Один из них – пересекающая столицу Суоми суперскоростная трасса «Баана», проложенная по тоннелю, который прежде служил для железнодорожных перевозок. Можно обзавестись хоть тремя десятками велосипедных карт города и колесить в свое удовольствие, исходя из уровня физической подготовки и собственных интересов. Кстати, на западе Хельсинки масса маленьких островов, куда попасть можно лишь пешком либо на стальном коне. Можно присоединиться к какому-нибудь велосипедному туру. Есть весьма неожиданные – например, поездка на сбор диких ягод и наблюдение за птицами в лесу всего в 15 километрах на север от центрального железнодорожного вокзала! Или путешествие-знакомство с культурой саун (и поход в одну из них, конечно). И, наконец, можно прокатиться по паркам Хельсинки вдоль побережья Балтийского моря в белые ночи. Нас этим, конечно, не удивишь, но тем интереснее сравнить ощущения…

Ольга Машкова

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*