тел./факс: +7 812 633-03-00
Мастеркласс! Петербург-2100. Твори будущее!

Вдохновение на клеточном уровне

Поделиться:

Мария Мамкаева – известный петербургский ювелир. Ее эффектные и крайне нестандартные работы находятся не только у частных коллекционеров, но и в фонде Эрмитажа. Дизайнер украшений, Мария с неменьшим успехом  пишет картины, вяжет, увлекается созданием коллажей и… преподает микробиологию! О том, как  превратить микроорганизмы в арт-объект и обрести вдохновение, наблюдая процесс деления клеток, мастер рассказала журналу “FREE ТАЙМ”.

ma2

– Мария, микробиология – это “наследственная” профессия?

– Да, я потомственный микробиолог, мои бабушки и дедушки занимались микробиологией, а родители посвятили себя медицине, так что с первого класса я понимала: хочу заниматься тем же. Мне часто доводилось бывать у бабушки в лаборатории, и моменты, когда меня оставляли наедине с микроскопом, были лучшими из всех! Сейчас я преподаю в университете и занимаюсь наукой по мере сил. Вообще, моя специальность – микробиология (исследование бактерий) и вирусология (изучение вирусов). Но я, если можно так сказать, протистолог, потому как занимаюсь простейшими, которые то ли простейшие, то ли грибы. В общем, не буду вдаваться в детали и скажу только, что  это очень сложная и почти детективная история. Я собираю пробы, заражаю другие микроорганизмы этими пробами, культивирую их… Все это довольно интересно с точки зрения эволюции, с одной стороны, и экологии – с другой. По большей части это фундаментальные исследования, прямого прикладного значения они не имеют, но без фундаментальной науки, как известно, никуда.

SONY DSC

– Как случился переход от ученого к ювелиру?

– Лет 12 назад я поняла, что мне не удается в магазине найти украшения, которые хотелось бы носить. Поэтому я выучилась сперва на ювелира, а затем получила образование как дизайнер ювелирных изделий. Если честно, я раньше думала, что ювелиром можно стать, только если ты занимаешься этим  всю жизнь с ранних лет, перенимая опыт предыдущих поколений. Но, к счастью, оказалось,  что основы ремесла можно постичь довольно быстро. Нежные девичьи руки горелкой плавили металл не зря – после годичных курсов дополнительного образования я получила корочку, свидетельствующую о том, что я ювелир-монтировщик 3-го разряда. Первый этап моего обучения в большей степени касался практических вещей: рисунка, технологии и, конечно, опыта работы с материалами. Лишь затем, обучаясь на дизайнера, я постепенно освоила живопись,  композицию, графику – словом, все то, что необходимо для создания уникальных украшений. Мне безумно нравилось учиться. Благодаря этому я, кстати, стала по-настоящему чувствовать искусство, не просто созерцать,  а воспринимать его.

ma4

– Что служит источником вдохновения?

– Меня продолжает вдохновлять природа. В свое время у меня была коллекция, посвященная процессу деления клеток и цитологии, серия изделий, вдохновленная потрясающей формой микрогрибов… Но есть и более традиционные источники – скажем, творчество великих мастеров или человеческие отношения.

ma7

– Что бы вы назвали самым главным достижением на поприще ювелирного искусства?

– Самый главный момент – это то, что мои ювелирные изделия попали в Эрмитажную коллекцию. Мы узнали, что Эрмитаж формирует пласт современного декоративно-прикладного искусства и дает возможность художникам представить свои изделия, которые отбираются по ряду критериев (уникальность, художественная ценность и так далее). Спустя 11 лет после начала моего “ювелирного пути” работы прошли отбор, попали на выставку “Пластика в металле и камне”, а затем ушли в фонд музея. Я этим очень горжусь.

ma9

Помимо ювелирки, я занимаюсь живописью, и здесь, пожалуй, знаковым событием явилась выставка в Нью-Йорке, которая прошла очень удачно. Еще один важный проект – выставка, посвященная защитникам русского отечества в Исаакиевском соборе. Там я выставляла большое полотно, изображающее Георгия Победоносца и Александра Невского.

ma10

– Какого стиля вы придерживаетесь в живописи?

– Я с удовольствием экспериментирую с разными направлениями, от реализма до экспрессионизма и поп-арта. Все зависит от проекта. Вообще, для меня живопись является “мозгодумательным” процессом, это концепция, философия.  Кроме тех случаев, когда для расслабления я выхожу на пленэр. Но в целом мне интереснее задавать некую цель, браться за проект и искать способ выражения определенной идеи.

ma5

– Мария, кем вы себя ощущаете? Художником? Ювелиром? Или все же ученым?

– Мне кажется, художник – это не профессия, а образ жизни. И я ощущаю себя тем, кого англичане называют всеобъемлющим словом artist, то есть художником в широком смысле слова, человеком, вечно находящимся в поиске.

ma6

– Мария, а сыновьям передалась творческая жилка?

– Не то чтобы у них был выбор (улыбается).  Вообще, я очень бережно к ним отношусь и стараюсь силой не насаждать любовь к искусству. На первом сыне, правда, я пробовала “жесткие” методы – ставила натюрморт, рядом – репродукции Сезанна и говорила: чтобы было так же! К счастью, я быстро догадалась, что мной допущена некая педагогическая ошибка, и отстала от мальчишек (улыбается). В результате они растут творческими и, как мне кажется, одаренными ребятами. Я не прошу их ничего рисовать, хотя старший сын ходил в студию бумажного дизайна и в  художественную студию. Сейчас он увлечен языками и кикбоксингом, а кроме того, рисует шикарные комиксы. Младший сын занимается танцами, но при этом оба с удовольствием изучают творчество известных живописцев  и иногда даже ходят со мной на пленэры.

ma8

178total visits,3visits today

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*