тел./факс: +7 812 633-03-00
Петербург-2100. Твори будущее!

Пушкин. 200 лет спустя

Поделиться:

В июне и не вспомнить о том, кто «наше все», невозможно. Вот и «FREE ТАЙМ» не остался в стороне и поговорил с актером Константином КРЮКОВЫМ, который этой весной явился нам в образе Александра Сергеевича Пушкина в фильме с интригующим названием «Спасти Пушкина». Для тех, кому не довелось посмотреть картину, пара фраз о ее сути: волею судьбы и авторов фильма поэт оказывается в Москве 2017 года. Александр Сергеевич делает все, чтобы вернуться в свое время. А может, стоило остаться в нашем веке, ведь возвращаться – плохая примета?

– Фильм начинается с того, что спутник Пушкина убеждает его отказаться от дуэли. Если бы вы встретили Пушкина в тот роковой день 1837 года, что бы вы ему сказали? Какие бы аргументы привели?

– Я не стал бы его отговаривать. Понимаете, в нашем фильме Пушкин и сам стремится вернуться назад. Московские школьники даже показали ему учебник, где черным по белому описаны последствия дуэли, но его и это не остановило. Понимает, что его ждет смерть, и все равно идет. Это вопрос чести, он должен ее защитить. В наше время одна реакция: «С ума сошел, что ли?!», но мне хочется донести до зрителей мысль, что существуют и другие ценности, незыблемые – все, что касается жены, детей, твоего рода.

– Звучит, конечно, кощунственно, но зачем современным школьникам оставлять Пушкина в живых? Чтобы еще больше написал и еще больше пришлось учить? Вам проще – вы учились в Швейцарии, и ваш молодой растущий организм не был «измучен Пушкиным».

– На самом деле, все, чем «мучают» российских учеников, было и у меня. Родители всерьез занимались моим образованием, и мама читала мне не только Пушкина, но и Достоевского. Я же лет до десяти вообще чтение не любил и не понимал, зачем все это. И вдруг в десятом классе – как откровение. Я начал читать классику буквально запоем. Наверное, время пришло. Я заново открывал для себя когда-то прочитанные книги и до сих пор делаю открытия, ведь наша литература очень глубокая и разносторонняя.

– А может, и правда – для любого гения важно вовремя покинуть сцену?

– Над всеми этими «а если бы» можно рассуждать в художественных фильмах. А думать об этом серьезно – значит отрицать ход вещей. Все приходит и уходит в свой срок. Ни я и никто не знает, было бы лучше или хуже.

– Что-то наизусть знаете из Пушкина?

– Я не занимаюсь декламацией стихов, поэтому специально ничего не учу. Даже в нашем фильме Пушкин читает рэп, пишет экспромт на салфетке, но своих стихов не читает, и мне учить не пришлось. Вот Блока, которого я очень люблю, могу цитировать вам часами.

– Жизнь и творчество Пушкина буквально разобраны по косточкам, и все же историки и литературоведы регулярно делают какие-то открытия. Когда готовились к съемкам, обнаружили что-то удивительное для себя?

– У нас принято относиться к Пушкину с таким пиететом! Мне же хотелось показать живого человека. Я прочитал много мемуарной литературы, стремясь найти какие-то детальки, бытовые подробности. Узнал, например, что он, когда сочинял, пил лимонад. В фильме есть забавная сцена, где Пушкин заходит в кафе и обнаруживает в меню чуть ли не сотню разных лимонадов. А напиток из маракуйи приводит его в изумление – он же не знал, что это такое. Меня поразило, что одним из его предсмертных желаний было поесть морошки. Даже интересно стало, какова она на вкус. Попробовал и задумался – хорошая ягода, но не настолько, чтобы мечтать о ней перед смертью.

– Окажись Пушкин в XXI веке, были бы у него шансы стать «солнцем русской поэзии»? Сейчас же каждый второй сочиняет, и настоящий талант может просто утонуть в море плагиата!

– Гессе, рассуждая о Моцарте, говорит, что это единственный композитор, который напрямую черпал музыку из какого-то священного эфира и доносил до человечества с наименьшим искажением. Одни говорят, что Господь назначает таких гениев, другие – что кто-то подключается к информационному полю. Не важно. Но такие люди есть, к ним относился и Пушкин. Он и в наше время имел бы огромный успех, потому что кроме таланта нужны еще невероятное трудолюбие, харизма, и все это у него было.

– На самом деле поэтов такого уровня в его время было не так уж и мало. Почему именно о Пушкине такая память?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо хорошо разбираться в литературе той эпохи. На самом деле тема гораздо шире. Наверное, никто не сможет ответить, почему кого-то превозносят, а кого-то не замечают. Говорят: вот кто-то стирал руки до крови, чтобы добиться результата, жертвовал всем, а кому-то все давалось легко. Но я еще не встречал среди успешных людей таких, которым все досталось без труда. Если вернуться к Пушкину, скажу так: раз уж его творчество выдержало проверку временем, то это точно заслуженно.

– Какими пушкинскими строками можно охарактеризовать сегодняшнюю Россию?

– Первое, что приходит на ум: «Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». Потому что наша жизнь порой настолько карикатурна и походит, скорее, на мир чудес, в котором происходит неизвестно что, и никто не может в этом разобраться.

– Что бы понравилось поэту у нас, а что нет?

– Любой человек из XIX века, несомненно, оценил бы прелести бытового комфорта, Пушкин особенно порадовался бы возможности быстро перемещаться в пространстве – на машинах, самолетах. А фантастические скорости передачи информации вообще привели бы его в восторг. Что разочаровало бы? Наверное, то, что по сути в стране ничего не изменилось.

Кино-Пушкины

В 1927 году вышла первая в истории советского кино историко-биографическая драма «Поэт и царь». Один из режиссеров, Евгений Червяков, несмотря на то что никакого сходства с Пушкиным у него не было, все же взялся воплотить образ поэта. Фильм получился не ах, но зато открыл многим советским людям, кто же «солнце русской поэзии».

 

 

 

Спустя 10 лет, уже в эпоху звукового кино, сняли фильм «Юность поэта». На Всемирной выставке 1937 года в Париже этот фильм был удостоен золотой медали. Пушкина-лицеиста сыграл 15-летний московский ученик Валя Литовский. Ему прочили большое будущее в кино, но, увы, в первые же дни войны Валентина убили.

 

 

 

В 1946 году вышел фильм «Глинка», в котором появляется Пушкин в образе Петра Алейникова. Но выбрали популярного в то время киноактера не только за талант, но и за потрясающее внешнее сходство.

 

 

 

В эпизодах Пушкиным становились и Сергей Шакуров в картине Сергея Соловьева «Наследница по прямой», и Евгений Стычкин в фильме Карена Шахназарова «День полнолуния».

 

 

 

Сегодня мало кто помнит музыкальный фильм по мотивам вокального цикла «Дорога к Пушкину». А между тем в «Романсе о поэте» (так называется картина) поэта сыграл Николай Караченцов. Благодаря стараниям гримера получился карикатурный африканец. Но пел хорошо.

 

 

 

Десять лет назад вышел исторический приключенческий фильм «18-14» о юных годах знаменитых лицеистов. Молодого Сашу Пушкина сыграл питерский актер Станислав Белозеров. Увы, у 29-летнего актера это пока единственная главная роль.

 

 

 

Пальму первенства в воплощении Пушкина держит, конечно же, Сергей Безруков, который сыграл поэта не только в картине Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль», но и продолжает играть его на сцене своего Московского Губернского театра.

 

 

 

Беседовала Маргарита Никольская

7652total visits,151visits today

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*