тел./факс: +7 812 633-03-00

Планшеты или учебники?

Поделиться:

В сентябре 2017 года Национальный Центр Электронного Образования (НЦЭО) запустил эксперимент, согласно которому ученики школ Свердловской области проведут учебный год без тетрадей и учебников. Вместо них центр предлагает 2-экранные планшеты, на которых можно и писать, и читать, и даже презентации смотреть. Давайте разберёмся — смогут ли планшеты в ближайшем будущем заменить учебники.


Плюсы
С помощью гаджетов можно привлекать учеников к учебному процессу. Планшет позволяет систематизировать информацию таким образом, чтобы всё самое необходимое было под рукой, а ещё разжигает интерес. Яркие картинки, запоминающиеся схемы и компактная форма планшета заставляют учеников по-новому взглянуть на учёбу: теперь им нравится выполнять домашние задания, совершенствовать знания, проверять себя. «Это очень удобно, много плюсов и ни одного минуса. Допустим, если хочешь открыть словарь в учебнике, его надо листать, а здесь достаточно нажать сверху на кнопку» – делится своими впечатлениями ученица екатеринбургской 120-й гимназии Мария Люкшина.
Ещё довод — ранцы с учебниками, особенно для начальной школы, слишком тяжёлые, а это негативно влияет на осанку. Директор по законодательным разработкам ВШЭ Наталья Третьяк: «Новация 2015-2016 годов – это электронные учебники. С 1 сентября у каждой версии бумажного учебника в школах могут появиться электронные версии учебников. Какой выбрать учебник – электронный или бумажный, или оба одновременно, решаете прежде всего вы – образовательные учреждения, учителя, ученики и родители».

Гаджеты для учёбы
Ещё в 2010 году, по интциативе фонда «Русский глобус», были разработаны ридеры «Дигитека», ширина экранов которых составляла 9, 7 дюймов. Их экран был сделан таким образом, чтобы не приносить вреда школьникам. Проектом занимались сразу 2 страны – Россия и Украина, а получившийся продукт должны были тестировать ученики с 7 по 10 класс. Однако попытка модернизации провалилась: производители учебников выступили против подобной инициативы.

ридеры «Дигитека»

ридеры «Дигитека»


В том же 2010 году издательство «Академкнига/Учебник» запустило «Электронный образовательный комплекс», основным техническим элементом которого стал американский планшет enTourage eDGe. 10 школ Томска, Москвы, Челябинска и Магнитогорска закупили у издательства устройства, чтобы опробовать их на уроках обществознания. Дети заинтересовались новыми приспособлениями, однако не всё прошло гладко: устройства загружались долго, имели ограниченный набор функций и впоследствии были отправлены на доработку.
Уже через год глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил свой вариант электронного учебника. Разработками занималась британская компания Plastic Logic, а готовая модель отличалась гибким экраном и наличием электронных чернил, не способных повредить глазу. Кроме того, в планшете имелся встроенный список учебников вплоть до 6 класса, а ещё гаджет обладал недельной зарядкой, ударопрочностью и лёгкостью (вес устройства – всего 465 грамм). За год «Роснано» обеспечило школьников сотнями устройств, однако проект не возымел должного эффекта: не выдержав конкуренции, планшеты просто-напросто перестали продаваться.

С чем сейчас ходят школьники
За те планшеты, которые тестируются сейчас в Свердловской области, отвечает «Ростех». Новые планшеты созданы на базе уже упоминавшихся в статье enTourage eDGe, однако, как заверяет производитель, являются полностью российскими (хотя и собирались на китайском заводе Foxconn). Всё программное обеспечение также является отечественным.
Помимо чтения учебников на планшете можно смотреть интерактивные схемы, видеоролики, искать информацию в интернете, а также выполнять стандартный набор действий, предусмотренный школьной программой.


Споры
Краеугольный камень этого проекта – деньги. Пока что финансирование идёт за счёт самого «Ростеха»: на закупку 11 тысяч планшетов разработчики потратили около 450 млн рублей.
Сейчас планшеты раздаются детям бесплатно, однако один такой экземпляр стоит 30 тысяч (возможно, чуть позже цена снизится). Чтобы обеспечить всех школьников России (в прошлом году Роспотребнадзор насчитал 14,6 миллионов детей школьного возраста), нужно 290 миллиардов рублей в год. Если эксперимент окажется удачным, то расходы на себя может взять Министерство образования и науки, однако некоторые родители переживают уже сейчас: а вдруг, если инициатива будет поддержана, то покупать придётся самим? А если сломается? Снова покупать? Несмотря на заверения политиков и разработчиков (планшеты «Ростеха» прорезинены, поэтому не поддаются повреждениям) далеко не все верят, что расходы их не затронут. Некоторые также сомневаются, что зрение детей не пострадает. Вот так, к примеру, реагируют жители Красноярска:
«Или горбатый, или слепой – выбор небольшой. Плюс у детей компьютерно-гаджетовая зависимость на наркоманском уровне. К примеру, в Силиконовой Долине дети сотрудников не используют компьютеры до 5 класса» – пишет Нэт.
К такому мнению присоединились и некоторые учителя. Издательство «Образование и информатика» опубликовало на своём сайте опрос, посвящённый электронным учебникам. Вот что пишет пользователь с ником Eltar52: «[К учебникам] отношусь двояко: с одной стороны портится зрение, с другой – легче портфель. Но печатную книгу не заменить!»
Для учителей вопрос о переходе на электронику – и в самом деле двоякий. Людям старшего поколения сложнее овладеть техникой, да и читать с подобных устройств не очень удобно. И если с первым могут помочь дополнительные курсы, то со вторым… Некоторые учителя, участвуя в том же самом опросе, даже радуются, что планшеты – мера необязательная, и их можно рассматривать скорее как дополнительный инструмент: «Для определенных ситуаций (тяжелые физические ограничения, большой вес приносимых с собой книг) планшет с наличием всех необходимых на нем ЭУ просто необходим… Очень хорошо, что учитель сам может решать что, где и как ему будет целесообразнее применить в зависимости от ситуации – есть из чего выбрать».
Ещё один дорогостоящий вопрос — необходимые условия. Мощный Wi-Fi, хорошие сети, инфраструктура. Вроде бы этим занимается московский проект «Электронная школа»: поставляет электронные доски, занимается настройкой внутренних сетей, благодаря которым электронные журналы, дневники и кошельки находятся под контролем школы. Точно так же как и планшеты, которые ученики приносят (и закупают) самостоятельно. И вот тут всплывают новые вопросы: кто в данном случае несёт ответственность за поломку планшета, что делать, если у ученика недостаточно средств для приобретения устройства и как избежать травли в случае внутреннего разделения между детьми на тех, у кого гаджет есть, и тех, у кого его нет? Также не стоит забывать, что некоторые планшеты сажают зрение, в то время как нормы СанПиНа рекомендуют ученикам проводить не больше 25 минут от урока за компьютерной техникой.

А что об этом думаете вы?

Дарья Сипинская

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*