тел./факс: +7 812 633-03-00

Пешком по Крыму: тропа Голицына

Поделиться:

Хорошо помню своё первое знакомство с восточным Крымом: мы отправились в сторону Судака из Ялты и долго ехали по серпантину, оставляя позади бесчисленные холмы и сёла южно-восточного берега. Больше всего хотелось осилить тропу Голицына, которая раскинулась вдоль живописного берега в посёлке Новый Свет, недалеко от города Судака (юго-восток Крыма). Протяжённость пешеходной тропы — около 5,5 км, так что нашей компании хватило двух-трёх часов, чтобы прогуляться и вернуться обратно. Но как известно, «счастливые часов не наблюдают», так что лучше всего отправляйтесь в такие путешествия с запасом времени и памяти на фотоаппарате.

От лёгкого головокружения — то ли от высоты, то ли от счастья — меня не спасало даже то, что я бывала во многих уголках Крыма и привыкла к его сюрпризам. Каменные лестницы, смотровые площадки, пещеры и бухты — такого обилия природных достопримечательностей, гармонично разбросанных по всей местности, я не встречала давно. Энергетики этих мест хватило, чтобы влюбить в себя с первого взгляда и войти в мой личный список must see in Crimea.

Перед началом прогулки

Маршрут состоит из множества подъёмов, спусков и пещер — сразу предупреждаю, что без удобной закрытой обуви здесь не обойтись. Например, уже в начале пути нас ожидал проход по узкой тропе вдоль скального берега. Из-за продолжительных дождей накануне эти места размыло так, что пришлось погрузиться по щиколотку в воду и пару минут «идти вплавь». Тропа Голицына богата видовыми площадками. Помимо удобной экипировки, советую прихватить с собой какой-нибудь перекус: бутылочка вина или бодрящий чай станет отличным дополнением к прогулке.

Почему тропа Голицына?

Подготовка к поездке началась с того, что я ознакомилась с историей возникновения тропы Голицына. Главное, что я поняла — тропа появилась благодаря счастливому стечению обстоятельств. Оказывается, эти земли приобрел князь Лев Голицын для выращивания винограда и производства вин. Он настолько успешно развил своё дело, что ему удалось прославиться как основоположнику виноделия в Крыму и вывести местные вина на европейский уровень. К приезду Николая II князь Голицын приказал возвести тропу, прогуливаясь по которой, можно было бы увидеть всё богатство природы и насладиться пейзажами Крыма. По легенде, во время прогулки император угостился шампанским вином местного производства и оценил его по достоинству. Он признался, что теперь видит жизнь в каком-то новом свете. Так было решено переименовать старое название посёлка Парадиз на современное — Новый Свет. С тех пор тропа Голицына стала одним из самых популярных маршрутов у туристов.

Маршрут

До Нового Света можно добраться разными способами. Нам повезло особенно, потому что мы ехали на машине из Ялты, и сама дорога по южно-восточному побережью запомнилась не меньше, чем сама тропа. На пути встречались дикие пляжи и
полузабытые сёла, дорога напоминала бесконечный серпантин. Диковинность вокруг ещё больше разжигала наш интерес, и нам не терпелось добраться до места.

Остановка 1 — грот Голицына

Путешествие по тропе началось с Зелёной бухты, откуда по склонам горы Коба-Кая, или как её ещё называют, Пещерная, мы пришли к первой остановке — знаменитому гроту Голицына. Признаюсь, что внутри ощущаешь себя, как в замкнутом пространстве, хотя и впечатляешься тем, насколько природа многообразна и изящна в своей неподдельной красоте.

Любопытно, что грот, выбитый морскими волнами, в Средние века служил пещерным монастырём, а при Голицыне стал полноценным винным погребом. Когда я присмотрелась, то даже увидела пустоты в стенах, где раньше прятались бутылки. Ради красивых фото мы забрались внутрь арок. Вот он, исторический момент, когда можно прикоснуться к истории в буквальном смысле. Ещё нам рассказали, что у грота есть второе название — Эстрадный — которое объясняется тем, что в глубине него располагается каменная сцена, созданная специально для музыкантов. Говорят, здесь прекрасная акустика. Я не успела спеть или произнести что-нибудь торжественное и громкое, поэтому проверка этого факта остаётся за вами.

Остановка 2 — Синяя бухта, мыс Капчик, Голубая бухта, Царский пляж

Дальше мы двинулись в сторону мыса Капчик. Резкие повороты, крутые подъёмы и спуски держали в тонусе и не давали расслабиться. До тех пор, пока с небольшого пляжа Синей бухты не открылась шикарная панорама. Тут-то мы и выдохнули. Захотелось вкусить момент. Издалека виднелся узкий и продолговатый мыс Капчик, вытянувшийся больше, чем на 300 м от побережья. По своей дугообразной форме он напоминает голову ящерицы — кажется, вот-вот выползет спрятанная часть мыса из моря. Чтобы увидеть всё с обратного ракурса, мы прошлись по мысу и рассмотрели его вблизи. То ещё зрелище! Мыс разделяет Синюю и Голубую бухты, поэтому украшает каждую из сторон берега.

Далее у нас было два пути. Можно было пройти к побережью Голубой бухты, на котором располагается Царский пляж (особенно это актуально летом, так как после долгого пути невозможно отказать себе в том, чтобы погреться на камушках и окунуться в прохладной морской воде). Но в более холодное время года лучше вернуться по живописному перешейку к началу мыса и подняться к можжевеловой роще. Так мы и сделали, о чём нисколько не пожалели.

Остановка 3 — Можжевеловая роща

Можжевеловая роща — это самая настоящая долина красок и благоухания. И побывать здесь нужно хотя бы ради уникальной природы и целебных ароматов. Здесь нас мгновенно окутал расслабляющий запах можжевельника. Никуда не хотелось спешить, казалось, в этом месте сосредоточены силы и энергия, красота и спокойствие.

К счастью, удалось увидеть фисташковое дерево и знаменитую сосну Станкевича, которая встречается только на территории Крыма. Природный заповедник оказался прекрасной локацией для фотосессий и отдыха — мы не спеша передохнули на специальных лавочках, которые гармонично вписываются в ландшафт рощи. А ещё с нами произошла забавная история. К нам подошла пожилая туристка и с ностальгией рассказала о своей молодости в Крыму. Она призналась, что можжевеловая роща ничуть не изменилась и сохранила свою красоту. И неудивительно! Хотя исследователи и спорят до сих пор относительно точного возраста можжевельника, я думаю, со мной согласятся многие, что эти изящные растения давно завоевали авторитет среди растений-долгожителей.

Можжевеловая роща стала последней точкой нашего маршрута. Мы вернулись в посёлок Новый Свет, поужинали на берегу морепродуктами и поехали обратно по тем же серпантинам c чувством выполненного плана на все сто.

Знаете, в чём заключается прелесть прогулки по тропе Голицына? Здесь поддаёшься полёту воображению и постигаешь красоту природы не разумом, а сердцем. Гигантские скалы и извилистые тропы будоражат фантазию: то мне почудилась черепаха, отдыхающая на берегу моря, то я увидела носорога и даже разглядела силуэт орла. Нет сомнений, что крутые подъёмы и спуски запомнятся надолго. Но тропа Голицына — это прежде всего отличный способ познакомиться с другим Крымом, в котором удивительным образом сочетаются сила и грация. Осенью и зимой, когда особенно нуждаешься в красках, крымская природа приобретает особую выразительность и влюбляет в себя ничуть ни меньше, чем в тёплое время года. Если будете путешествовать по крымским просторам, не обделите восточный берег полуострова — здесь есть, чем вдохновиться.