тел./факс: +7 812 633-03-00
Петербург-2100. Твори будущее!

Нравы эпохи перемен

Поделиться:

Зима 1918 года, Пермь. Красные, белые, купцы, бриллиант, любовь, предательство, детективная интрига, опытный режиссер, отличный оператор и отменная актерская команда. Все это – исторический детектив “Контрибуция”, который вскоре выйдет на большой экран.

Режиссер фильма и автор сценария Сергей Снежкин интерпретировал одноименную повесть Леонида Юзефовича на свой, кинематографический лад. По сути, получилось новое произведение. Но при этом, как и повесть, фильм – “герметический детектив”: основное действие разворачивается в замкнутом пространстве. В “Контрибуции” почти все происходит в доме бывшего губернатора Перми, зимой 1918 года захваченной Белой армией генерала Анатолия Пепеляева. Генерал объявил местным купцам контрибуцию, а в итоге вместе с красным следователем Андреем Мурзиным вынужден расследовать кражу бриллианта. Детектив для Сергея Снежкина лишь формальный повод, главное – психологическая драма. Режиссер принципиально не дает оценку никому. Не случайно белый генерал Пепеляев в лице Максима Матвеева и красный следователь Мурзин в лице Ильи Носкова выглядят едва ли не братьями. Что думают создатели фильма о героях и о том смутном времени?

Режиссер Сергей Снежкин:

– В картине захвачено лишь мгновение из жизни людей разных социальных кругов и различных мировоззрений. Это кипящий котел, на поверхность которого всплывают какие-то обрывки судеб и сразу исчезают в этом вареве. Ломаются судьбы людей, целых семейств – это физиологически невыносимо. Я пытался ощущение катастрофы протянуть через всю картину. В том числе и с помощью визуального ряда, который мы старались стилизовать под либерти. Это одно из направлений стиля модерн, стиль излома и увядания, в нем предугадываются последовавшие страшные события. Я старался создать фильм, вызывающий эмоции.

Максим Матвеев (генерал Пепеляев):

ko2

– До съемок “Контрибуции” я ничего не знал о генерале Пепеляеве. Но я очень рад, что работа открыла мне эту совершенно уникальную личность. Весной 1920 года он бежал с женой и сыновьями в Харбин, где зарабатывал на жизнь то грузчиком, то плотником. А потом с ним происходит нечто исключительное. Он опять идет воевать. Пыжится до последнего, до 23-го года, пытаясь собрать против красных хоть какую-то армию, ее вооружить, и в итоге доходит до Якутии. Но в конце концов его отряд был вынужден сдаться. Вместо расстрела суд приговорил его к 10 годам тюрьмы. Как, почему? Загадка. Расстрелян же Пепеляев был, как и многие его бывшие противники, в 1938 году. При этом он один из немногих военачальников Белого движения, который, пусть и посмертно, но был реабилитирован советским правительством. Почему? Опять загадка.

Можно только догадываться, каким он был человеком. Мы со Снежкиным придумали один психологический нюанс. Пепеляев стал генералом очень рано, в 27 лет, и мы увидели в этом его крест. В повести Юзефовича он появляется в парадной шинели, на лошади, в каком-то смысле бравируя. В его гневе, что никто не встречает, чувствуется некоторое мальчишество. А у нас он, в отсутствие штаба, отягощен непростыми обязанностями – где разместить войска, как их обеспечить довольствием и так далее. К тому же Пепеляев – человек в свое время очень сильно уязв­ленный, который боится потревожить еще незажившую рану. Отсюда его холодность, жесткость и даже жестокость. У нас в фильме Пепеляев подписывает расстрельный приговор, хотя реальный Пепеляев не только никого не казнил, а, напротив, распустил по домам 20 тысяч своих пленных…

…Однозначности не было ни у кого – ни у красных, ни у белых. Беспредельно жестоки были и Деникин, и Колчак. Гражданская война стирает все критерии, по которым мы судим о людях в мирное время.

Елизавета Боярская (вдова Чагина):

ko4

– Вдова Чагина – запутавшаяся одинокая женщина в состоянии паники и непонимания перспектив. Она видит в Пепеляеве надежду, которая поможет ей выжить. И именно моя героиня приносит в виде контрибуции тот бриллиант, вокруг пропажи которого развернулась эта детективно-психологическая история. В которую оказались вовлечены самые разные люди – и офицеры, оказавшие­ся по разные стороны баррикад, и простые солдаты, и купцы, есть даже сумасшедший, – но все это люди, одинаково растерянные, беспомощные перед лицом Гражданской войны, не понимающие, чья в чем вина, кто прав, кто виноват и что же будет дальше.

Как хороший писатель описывает своих героев с разных сторон, делая их объемными, так и Сергей Олегович постарался показать наших персонажей не однобоко хорошими или плохими. В них проявляются и благородство и человечность, и порой просыпается эгоистичное, жесткое, животное начало. Но сами обстоятельства революции толкали людей на совершенно невероятные поступки. Самое главное, что мы хотим сказать: все были равны перед историей, перед богом. А кого какой краской измазали, зависит от обстоятельств.

Илья Носков (“красный” сыщик Мурзин):

ko3

– Сергей Олегович постоянно напоминал, что все герои этой истории живут как на пороховой бочке. Кругом кровь, грязь и смерть, а им надо принимать решение, на чьей они стороне. Мурзин выбрал революцию, а его друг, с которым он учился в одной школе, в одном юнкерском училище, встал на сторону белых. Почему же мой Мурзин стал красным следователем? Хотя, мне кажется, в какую краску он “окрашен” – не так важно, прежде всего он следователь, который борется с преступностью. И здесь, кстати, необходимо было найти тот неуловимый баланс между одержимостью и профессионализмом персонажа. И все же Мурзин под впечатлением революционной романтики, он уверен, что в России пришло время перемен. Другое дело, что мы знаем, чем все это закончилось…

Добавлю, что по сюжету мой персонаж изначально был приговорен к смерти и от результата расследования зависит его жизнь. Поэтому передо мной стояла очень интересная профессиональная актерская задача: показать особое состояние человека. Что вышло, увидим на экране!

Сергей Перегудов (капитан Шамардин, помощник генерала Пепеляева):

ko5

– Мой Шамардин подл, хитер, нагл, ироничен на грани ерничества, но при этом обаятелен, мягок, человечен, проявляет всяческую заинтересованность в проблемах остальных героев фильма. Это профессионал, пытающийся пройти по самому острию. Весьма любопытная и неоднозначная роль.

Мне кажется, получается очень интересное кино, здесь есть за кем наблюдать. Одни купцы чего стоят. Фишка фильма как раз в том, что герои его – люди обеспеченные, “олигархи” того времени. Это не крестьяне, от голода поедающие траву, не солдаты, искалеченные Первой мировой войной. Столкновение этих сытых людей с серьезной проблемой дало искру юмора. В их жизни всегда все было в порядке, и вдруг они оказались зажаты в угол. Вот тут-то и раскрывается их подноготная. Они вертятся как ужи на сковородке, и за этим интересно наблюдать.

Евгений Дятлов (купец Насонов):

ko6

– Характер моего героя определяется его социальным классом – купечеством. Осмысливая образ, мы с Сергеем Снежкиным обсуждали исторический контекст, проводили параллели с тем, что происходит у нас сейчас. Интересно, что почти с каждым персонажем в фильме можно провести параллели с нашими современниками: назвать героя другим именем и посмотреть на него с другой точки зрения. Купцы в фильме попадают в неоднозначную ситуацию, я внутренне оправдываю своего героя и сочувствую ему. Каждый из пяти персонажей отвечает за свою линию в общей истории. Можно было снимать отдельно фильм о каждом: купце Насонове, купце Грибушине, купце Каменском, купце Калмыкове, купце Зильберштейне, показать правду каждого из них, а потом собрать их вместе в “Контрибуции”.

Елена Боброва

226total visits,2visits today

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*