тел./факс: +7 812 633-03-00

Мы – гости в Подводном мире

Поделиться:

Помню, в детстве мне очень нравилась книжка “От кареты до ракеты”. Для меня она стала символом: мы можем достичь всего, чего только захотим. «Человек умел мечтать, Человек хотел летать!” – эта цитата не выходит у меня из головы до сих пор. Стихотворение Сергея Михалкова рассказывает, что “на экскурсию” мы можем отправиться куда угодно уже сейчас. И правда! Мы уже были на суше, в небе, на воде, в космосе, под водой…

Оказывается, мы можем не только наблюдать за исследователями, но и участвовать в изучении подводного мира. Для меня океан всегда был подобен космосу, но для скульптора по имени Джейсон Дэкейрис Тэйлор океан — простор для творчества. Кто бы мог подумать, что можно отправиться на обычную экскурсию в такой необычный музей!

Однажды тридцатилетний инструктор по дайвингу из Гренады решил, что хоть и любит океан, учить людей нырять с аквалангом – не то, чем стоило бы заниматься до конца жизни. Подумал и обратился и к своему руководству, и к правительству за помощью – создать на дне океана музей бетонных скульптур. Эти статуи со временем станут домом для множества микроскопических морских обитателей, которые изрядно пострадали после страшного урагана, обрушившегося на Гренаду в 2004м году, и продолжали вымирать после нашествия туристов-аквалангистов. Экспонатами должны были стать продукты совместного творчества человека и океана – обжитые морскими жителями до неузнаваемости сюрреалистичные рукотворные статуи. Это и был Дж. Д. Тэйлор.

И теперь мы можем отправиться (кто-то мысленно, а кто-то в путешествие) в это удивительное место.


Первым проектом стал «Потерянный корреспондент» – скульптор посвятил композицию своему недавно умершему деду-писателю. Статуя под водой должна была стать новым аттракционом для любителей неглубоководного ныряния – снорклинга, потому что других привлекательных туристических аттракционов в Гренаде было не найти.


В 2007м году Тэйлор создал «Превратности» – поставленные в круг размноженные скульптуры мальчика и девочки, держащиеся за руки.

Несмотря на то, что статуи были идентичными, поселившиеся на них морские обитатели на каждой из них создали уникальный рисунок. Из-за песчаного дна скульптуры было крайне трудно установить — инсталляция заняла десять дней. Место каждой скульптуры выбиралось так, чтобы было относительно мелководно и чувствовалось течение, с помощью которого как раз и должны были добраться микроскопические морские жители.

Несмотря на то, что статуи сами по себе — довольно тяжёлые и весят несколько центнеров, а то и несколько тонн, они дополнительно крепятся ко дну, чтобы их не снесло ни течением, ни даже цунами.


После кризиса 2008 года, жизнь обрела композиция «Банкиры» — человек на коленях с головой в песке. Он символизировал и относительную близорукость банкиров и констатировал печальную данность: деньги подменили собой все остальные ценности. В 2012 к человеку на коленях было добавлено ещё несколько его коллег.

«Антропоцен». У появления утопленного «Жука» была печальная предыстория. Около одной из скульптур Тэйлора поселилось огромное семейство лобстеров – штук под сто. Но через неделю они бесследно исчезли. Оказывается, как-то ночью их выловили местные рыбаки. Чтобы лобстеров было труднее поймать, Тэйлор спроектировал скульптуру


«Фольксвагена»-«Жука» – внутри она была полой, но и без того весила десять тонн, поэтому её установка оказалась на тот момент хоть и
непростой задачей, но на какое-то время – тщетной: лобстеры вернулись лишь несколько лет спустя, когда Тэйлор практически отчаялся. Ребёнок — визуальная метафора того, что мы оставляем будущим поколениям.


«Инерция» – это человек перед телевизором, вокруг него – банки, пачки из-под сигарет, а в руках – бургер. Телек испещрён множеством дырок –чтобы было, где прятаться малькам.


«Тихая эволюция» – это масштабная композиция из четырёхсот пятидесяти статуй в полный человеческий рост. Находится в мексиканском городе Канкуне. Моделями послужили местные рыбаки и их семьи. Проект символизирует «сообщество, вставшее на защиту океана». Из 450 скульптур уникальны лишь 90, остальные – их реплики. Сейчас они – дом для почти трёх тысяч молодых кораллов. То, что скульптуры повторяются, художника не смущает: «Под водой они так меняются, что даже если бы они все были одинаковыми, через год они все изменились бы до неузнаваемости и все были бы разными».

Для того, чтобы создать скульптуру под название «Святоша», Тэйлор «высаживал» кусочки живых кораллов в цементных полостях. Иногда они разрастаются до неузнаваемости и выглядят совершенно сюрреалистично, иногда могут заболеть и не цвести – «прямо как дети», говорит он.

«Она держит на своих плечах океан», – говорит про «Океанического Атланта» художник. «Школьница» весила 60 тонн, и устанавливали её шесть недель с помощью нескольких барж и огромных кранов с не менее огромными противовесами. «Долго будет стоять, говорит Тэйлор. – Но всё равно зарастёт, да и вообще основной художник – не я, а Океан. Я лишь создаю объекты, а он – даёт им души.»

Автор совмещает социальный символизм и защиту дикой природы. Печально, что не всегда туристы понимают посыл скульптора и его товарищей. Их дело правое: они восстанавливают разрушенные рифы, помогают укрыться морским обитателям. Например, на тайском острове Ко-Тао скульптор Арнольд Спенсер, чтобы привлечь внимание к погибающему коралловому рифу, начал делать весьма эклектичные инсталляции с лицами. Одной из причин гибели местной фауны как раз и стали туристы.


На тайском же Пхукете создали подводный скульптурный парк тоже не от лучших времён – после страшного цунами 2004 года, которое смыло не только половину пляжей в регионе, но и погубило множество людей. В Италии, в местечке Сан-Фруттуозо, недалеко от известного курортного городка Портофино, в Лигурии, на многометровой глубине стоит бронзовый памятник Христу – так в середине ХХ века увековечил место гибели одного из первых аквалангистов Дарио Гонцатти его друг Дуилио Марканте.

Некоторых скульпторов подтолкнули на творчество печальные события, за это им хочется сказать: “Спасибо!”. Спасибо, за то, что не оставили всё, как есть. Спасибо, за то, что не сдались. Спасибо, за радость и красоту, которые дарят миру ваши творения. Спасибо, за заботу о нашей Родине, планете Земля, и её (пусть и совсем крохотных) обитателях. Спасибо!

Ирина Литвинова

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*