Мода сквозь время | FREE ТАЙМ
тел./факс: +7 812 633-03-00

Мода сквозь время

Поделиться:

«Одежда может дать свободу!..» – утверждает классик японского авангарда, модельер Рэй Кавакубо. «Я не могу выглядеть так, как выглядит кто-то еще, и у меня это с детства…» – признается ее помощница Читосе Абэ, основавшая бренд Sacai и всячески романтизирующая спортивный стиль. «Прежде чем что-то купить, я “слушаю нити”!..» – говорит Айрис Апфель, одна из самых пожилых и отчаянных модниц на планете. Ей девяносто семь, но она по-прежнему увлечена дизайном и коллекционированием.

Мода – это не только платья и конкретные визуальные образы, но еще мысли и слова. Та же Рэй Кавакубо, рассуждая о первостепенной важности пустоты, уверяла, что буквально загоняет себя в угол, лишь бы найти способ пройти сквозь стены. Сегодня Кавакубо семьдесят шесть. Идея заполнения и опустошения пространства тревожила и вдохновляла ее всегда. В 1969-м она основала Comme des Garçons – бренд, создающий не одежду, но концепцию. Искусственно состаренные ткани, много черного, мужская одежда с женственными элементами, и наоборот. Материальное и духовное переплетено так тесно, что уже не разорвать. Одно неотъемлемо от другого. «Чтобы что-то было прекрасным, оно не обязано быть красивым» – этот дерзкий художнический постулат Кавакубо вклинился в мир современной моды и, кажется, застрял в нем навечно. То, что поначалу пугает, уже через пару лет кажется забавным, а спустя десятилетия воспринимается как само собой разумеющееся. Войлочная шляпа, закрывающая пол-лица, асимметричное платье из протертого хлопка, пальто швами наружу, грубейшие башмаки… «Хиросима-шик» – так назовут увиденное модные критики из 1980-х. И сначала вроде не до цветочков с горошинками, но вскоре Рэй насытит свои показы и тем и другим, да в таких пропорциях и количествах, что очевидцам с непривычки худо станет. Спустя год неудобоваримые психоделические узоры начнет культивировать масс-маркет.

Антипарфюм

Фирменные ароматы Comme des Garçons продолжают философию бренда. Odeur 53, появившийся в 1998-м, напоминал о песчаных дюнах, целлюлозе, раскаленном металле, скошенной траве, вулканической лаве и свежевыстиранных простынях, раскачивающихся на бельевой веревке. Одномоментно!.. В общем, шокировал. Но затем, разумеется, очаровывал и казался самым желанным. В его сложном «рецепте» было замешано как минимум пятьдесят три компонента, и ни одного цветочного экстракта. Чистая химия. Comme des Garçons научили модников благоухать гудроном, ладаном, асфальтом, бетоном, жженой резиной, газировкой, молотым перцем и даже чернилами из шариковой ручки.

Монументальный стиль

«Архитектура как мода» – это сочетание слов легко объяснить: где-то возводят небоскреб, и нам тоже хочется. А теперь поменяем слова местами, получится «мода как архитектура». О чем это?.. Когда-то Витрувий сформулировал простые правила – «польза, прочность, красота». Польза – это соответствие изначально заложенной функции, прочность – устойчивость конструкции, ее долговечность, а красота – гармония.


«Я испытываю удовлетворение, когда вижу, что мои идеи воплощаются в жизнь всего за пару недель!..» – говорит Фернандо Гарсияиз Oscar de la Renta. По первому образованию он архитектор. Переключившись на моду, заметил: знания, полученные на архитектурном факультете, очень помогают, особенно когда дело касается пропорций. Вообще, мода и архитектура не так уж далеки друг от друга. Теперь и там и там заметно стремление к практичности, простоте, многофункциональности. На подиумах преобладают вещи свободного кроя, модели оверсайз. Когда места много, его можно разграничить и перепланировать по-своему. Огромный пуховик застегиваем на вторую, а то и на третью пуговицу, «безразмерное» пальто утягиваем широким ремнем. Да, и ничего лишнего! Минимальный декор. В современной моде, как и в архитектуре, украшения не должны превалировать над конструкцией и функцией.

Редкая птица


«Лучше быть в мире с самим собой, чем хорошо одетым!..» – говорит Айрис Апфель, одна из первых американок, надевших джинсы. Это произошло в 1930-х, и та пара штанов из плотного денима досталась ей совсем не просто. В магазинах рабочей одежды продавали только мужские модели больших размеров, а о том, чтобы специально сшить джинсы на хрупкую девушку, и речи быть не могло. Сейчас Айрис девяносто семь лет. Она надевает зеленый брючный костюм, расшитый пайетками, – винтажный, но абсолютно в духе сегодняшних Gucci. Дополняет его массивной бижутерией, что явно чересчур, но таков ее эксцентричный стиль. Короткая стрижка, огромные круглые очки… Айрис всегда любила моду. В детстве устраивала скандалы из-за неподходящей по цвету ленточки: по ее мнению, все должно было быть в цвет. Правда, позже поняла, что самые интересные наряды те, в которых не сочетается ничего.

Нина Филюта

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

http://tubegalorex.com