тел./факс: +7 812 633-03-00

Искусство говорить

Поделиться:

Успех в жизни во многом зависит от того, умеем ли мы договариваться с людьми. Человек красноречивый способен обрасти связями на пустом месте. Но, как заметил Цицерон, «поэтами рождаются, ораторами становятся». Добавим: чем раньше заняться риторикой, тем лучше.

«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает». Наполеон

«Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете». Дж. Рокфеллер

«Заговори, чтобы я увидел тебя!» Сократ

После этих изречений лишним будет говорить, зачем нужно развивать речь. Тем более сейчас, в эпоху коммуникаций. Подумайте о ваших детях. Конечно, отлично, если сын знает математику, дочь – биологию. Но если только сын не спрячется у себя дома, как гениальный Перельман, а дочь не пойдет по стопам исследовательницы лошадей Зои Лукас, которая 40 лет прожила на необитаемом острове, стоит научить их еще и «искусству говорить».

Знаете ли вы, что Ирина Хакамада была интровертом на грани социального аутизма? В подростковом возрасте общалась только с мамой. На первом курсе института чуть не завалила экзамен – от волнения не могла произнести ни слова. А что сегодня? История успеха политика и бизнес-леди – отличное доказательство максимы Цицерона. Но сегодня время жестче, и не стоит затягивать до первого курса. Начинайте учить ребенка быть красноречивым с раннего детства.

Противно ведь, когда педагог распекает вас на родительском собрании: «Ваш Коля все время мямлит у доски!», или одноклассники умирают от тоски, слушая (вернее, не слушая) доклады вашего сына, унылого, как замороженная рыба? Хочется, чтобы всякие мелкие погрешности ребенку сходили с рук? Ну прогулял урок, ну не выучил домашнее задание – всякое в жизни бывает, стоит ли из-за этого устраивать показательную порку перед всем классом? Значит, ваше чадо должно уметь обаять учителя. И не надо думать, что это доступно только красавчикам. Достаточно научиться держать обаятельное лицо (кстати, мамы, позаботьтесь о стрижке или прическе ребенка, которые подчеркнут его симпатичность).

И само собой, ребенок должен понимать, на каком языке с кем разговаривать. А то все учат английский как ключ к успеху и забывают, что неплохо бы выучить социальный язык, по-чичиковски гибкий, меняющийся в зависимости от ситуации и оппонента. Надо отделять мух от котлет, как призывал нас президент, и не разговаривать с учителем, как со своими родителями и уж тем более одноклассниками.

В идеале – научить ребенка эмпатии, то есть вставать на сторону оппонента. Если мальчику нравится девочка, то, конечно, до поры до времени можно и за косичку ее дергать в знак внимания, но ведь придет время, когда она будет ценить другое. Может, уже с детства стоит научить мальчишку, что девочке не надо рассказывать про танки? А о чем рассказывать? Вот это, кстати, одна из задач риторики – научить находить интересные для всех темы.

По-хорошему, риторикой надо заниматься всерьез, на специальных курсах. В развитых странах коммуникативные навыки прививают уже в школе, когда ребенок предстает перед аудиторией с докладами и рефератами, а иногда и экзамены проводят в форме публичного выступления. Но не стоит рассчитывать только на экспертов и школу. Не выходя из дома можно многому научиться…
Упражнения для правильной осанки, дыхательная гимнастика, чистоговорки, скороговорки (выбирайте веселые вроде «Говорил попугай попугаю: “Я тебя, попугай, попугаю”. Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай”»). Это все обязательная программа, как зарядка, как гаммы. А дальше, ура, игра!

Да, навыки красноречия можно отработать играючи. Например, попросите ребенка объяснить, что такое «мячик». Обычно он обо всем вас спрашивает. А тут вы. Ребенок озадачен и заинтригован. «Мячик – ну, он круглый». Вы в восторге. Но вам этого мало: «Коленька, а какой он, этот мячик? Что с ним делают?» Короче, засыпаете ребенка ворохом вопросов. И тут новый поворот: «А чем мячик отличается от яблока?» Как только ребенок говорит: «Мяч нельзя скушать!», вы кричите: «Бинго! Очко!» Мячик – это абстракция. Пусть ребенок расскажет про лягушку, которая размечталась, лежа на камушке (кстати, вы заодно узнаете, о чем мечтает сам ребенок). Или про кролика, который так спешит домой. Или поиграйте «в тишину». Вслушайтесь в окружающие вас звуки и потом по очереди расскажите, что же вы услышали.

Проблема – словарный запас. Отличный способ: читаете стихотворение, строчку за строчкой, и просите ребенка дословно повторить сказанное. Если есть непонятное слово – отлично! Только вы заблаговременно сами уточните, что оно означает. И поверьте, через какое-то время рассказы про «круглый красный мячик» будут длиться по несколько минут. Главное – заниматься развитием речи постоянно…

Совет эксперта

Ребенок приходит домой и плачет: «А-а-а! У меня завтра доклад в классе! Боюсь! А-а-а!» Только не внушайте ему, что волноваться не надо, что ничего страшного не произойдет. Во-первых, не поверит. Во-вторых, волноваться даже полезно – тонизирует. А чтобы страх не сковывал, порекомендуйте ребенку парочку приемов. Пусть он представит, что выступать ему придется перед … зайчиками. Белыми и пушистыми. Ну и что страшного? Это способ для фантазеров. Реалисты могут сбросить напряжение через физическую активность – помахать руками, побегать (только не за 10 минут до выступления). Еще помогает гимнастика кистей рук – снижает парализующий эффект и стимулирует речевой аппарат.

Ольга Машкова

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*