Искусство быть свободным | FREE ТАЙМ
тел./факс: +7 812 633-03-00

Искусство быть свободным

Поделиться:

Чаще всего Бразилию ассоциируют с футболом, карнавалами и «мыльными операми». Однако, кроме всего перечисленного, эта страна подарила нам ещё и капоэйру – особое боевое искусство, сочетающее в себе философию глубочайшего уважения и африканские традиции.
Капоэйра… В этом слове есть нечто магическое, древнее, подразумевающее ритуал. Глядя на то, как двое людей, окружённых небольшой толпой, под диковинные ритмы взлетают в воздух так, словно родились невесомыми, а затем молниеносно атакуют, энергично уворачиваясь от порхающих рук и ног, поневоле заряжаешься. Хочется на себе испытать лёгкость и плавность движений, которые, если хоть чуть-чуть окунуться в закулисье, возможны лишь при наличии интенсивных тренировок и недюжинной силы воли.


История
Капоэйра зародилась в XVIII веке в среде бразильских рабов, завезённых на плантации из Африки. Угнетение – штука крайне болезненная, а хороший раб не имел права даже слово супротив хозяина вставить. В этом смысле рабы из Рио-де-Жанейро хорошими не были: не желая и дальше влачить жалкое существование, они решили защищаться, но делали это так, что ни один плантатор не заподозрил бы мятеж, пока лично не получил бы по зубам. Маскируя свои телодвижения под национальные танцы, прародители капоэйры нападали на обидчиков неожиданно и с присущим этому направлению коварством, обманными путями повергая противника наземь.
13 мая 1888 года всё изменилось: власти Бразилии приняли закон об отмене рабства. Однако капоэйристы не канули в лету, а продолжили отстаивать свои права, но уже не перед рабовладельцами, а на улицах, занимаясь грабежом и убийствами. В связи с этим первая республиканская конституция Бразилии от 1892 года объявила капоэйру вне закона. Капоэйристов не остановило и это: собирались в банды, становились в роду (круг), нападали на полицейских, скрываясь за специальными кличками (апелиду), использовали холодное оружие. Хотя были и более дружественные группы, которые всего лишь…танцевали, разыгрывая между собой поединки.


Основные традиции
Такой капоэйра представляется сейчас: всё, что происходит в роде, это игра, со своей легендой и своими правилами. Самым главным человеком, распорядителем боёв и ведущим игры является местре – некто средний между тренером, наставником, вождём племени и отцом семейства – его власть неоспорима, его следует почитать и слушаться. При исполнении капоэйры местре становится во главе батерии (так капоэйристы называют оркестр, который создаёт фоновую музыку), берёт в руки специальный африканский инструмент – беримбау – и начинает задавать ритм.

Правила игры
В капоэйре музыка – это отдельная составляющая, практически базовый элемент наравне с трюками. В зависимости от музыкального темпа капоэйристы двигаются быстрее или медленнее, проявляют агрессию, либо наоборот, более спокойны и доброжелательны. За настроение в роде отвечает местре, он же управляет всем механизмом состязания, включая перерывы и смену противника. Смена называется «закупка игры» и производится лишь тогда, когда противники видят желающего вступить в бой. Третий игрок вклинивается между партнёрами и смотрит в глаза тому, с кем желает сразиться, и, если получает от местре благословение, то остаётся один-на-один с выбранным человеком. Однако у местре «закупать» игру нельзя, а то не только опозоришь себя перед группой, но ещё и своего наставника оскорбишь.
Непосредственно игра начинается в тот момент, когда участники входят в роду. Делать это тоже нужно правильно: если проигнорируешь место, где располагается местре, и не обойдёшь учителя со стороны других музыкантов – выкажешь неуважение. Перед поединком участники по очереди касаются земли, устанавливают зрительный контакт, а затем пожимают руки, приветствуя друг друга. Противники свободно двигаются по кругу, нападая, защищаясь, обманывая друг друга, но никогда не поворачиваются спиной, ибо атаку сзади никто не отменял. Обычно капоэйристы стремятся к предельной искренности по отношению к самим себе и окружающим, но при этом спокойно могут пойти на обман, если дело касается спасения жизни или чести. Подобное явление называется «малисия». Это основа основ, такая же, как физическая подготовка и самоконтроль.


Церемонии
Не только рода, но и весь процесс становления учеников курируется местре. В капоэйре с градацией всё в порядке: существует 10 категорий мастерства, по достижении каждой из которых ученику вручается пояс определённого цвета, именуемый кордау. Чтобы получить свой первый пояс, боец должен сначала пройти ступень новичка, сдать все необходимые нормативы, а затем показать, на что способен, на церемонии Батизаду, которую также ведёт местре. Схлестнувшись в поединке с наставником и проиграв ему, ученик награждается кордау того цвета, который был ему присуждён его мастером. Здесь же капоэйрист получает своё апелиду, которое может характеризовать человека как личность или как бойца. Батизаду проводится один-единственный раз, если же ученику нужно сменить пояс, он проходит уже другую церемонию – Трока де кордас.


Техники
Сейчас существует довольно много техник капоэйры, однако главными являются всего 4: традиционная, ангола, реджинал и контемпоранеа (смешанный стиль). Наиболее строго к правилам относятся в традиционной капоэйре. Ярким представителем этой ветви является местре Бандейра (он же Луис Сантос Барбоса). Начав заниматься капоэйрой в юности, обучаясь по легендам о подвигах мастеров прошлого, Бандейра старался сохранить ту капоэйру, которая принадлежала ещё рабам. От полной аутентичности метод Бандейры отличается лишь тем, что его техника не предполагает прямых контактов с противником. Нынешняя капоэйра больше стремится к миру, чем к войне, хотя чемпионаты по полноконтактным боям со всеми вытекающими из этого последствиями тоже проводятся.
Сегодня Луису Сантесу почти 60, но по нему не скажешь: улыбчивый житель Бразилии, обладающий грацией кошки и мощной харизмой, работает в бразильских школах капоэйры Arte de Gingar и Espirito da Capoeira. Также мастер путешествует по другим странам, включая Россию, где охотно проводит мастер-классы. Местре Бандейра учит не только приёмам из сферы единоборств, но также всему, что связано с афро-бразильской культурой: португальскому языку, фольклорным песням, игре на всех инструментах, которые необходимы при совершении капоэйры, а также элементам непосредственно бразильской танцевальной программы. Для него капоэйра – это жизнь во всех её проявлениях.

Другой стиль – ангола, созданный известным капоэйристом 70-х Кобра Мансой, больше напоминает исполнение священных ритуалов, чем игру. Многие элементы здесь сакрализированы. Например, вхождение в роду начинается с песни: игроки по очереди исполняют ладаинью (как правило, рассказ о собственных подвигах) или специальную песню выхода – курриду. В анголе также часто используется элемент, который называется шамада. В самом начале игры бойцы смыкают руки и три раза двигаются вперёд-назад, по три шага на каждую сторону. Если удара не последовало в этот промежуток времени, то игрок, который вызвал другого на бой, задаёт общее направление движений. В анголе особое предпочтение отдаётся различного рода прыжкам и кувыркам, так как подобные элементы у родоначальников капоэйры символизировали выход в мир мёртвых и общение с духами. Поэтому именно ангола считается наиболее интересной в плане исполнения – она пластична, спокойна и допускает театральный эффект.


Современная капоэйра
Также очень популярен стиль реджинал, основоположником которого является местре Бимба по прозвищу «Три удара». Школа Бимбы была основана в 30-х годах прошлого века, через 2 года после отмены запрета на капоэйру, и стала первым учебным заведением для всех, кто хотел бы проявить себя в данном искусстве. Местре Бимбе принадлежит изобретение стиля, который принято считать современным. Именно благодаря ему появились такие элементы капоэйры, как система «Восьми последователей», парный комплекс упражнений на приземление Cintura Despresada, музыкальное разнообразие капоэйры и система поясов.
Местре Бимба выработал строгие правила для всех, кто хотел бы изучать капоэйру. Начать обучение в его школе могут только непьющие и некурящие люди, которые учатся, работают либо занимаются волонтёрством. Прогуливать нельзя ни теорию, ни практику – местре Бимба очень не любит безответственных и неорганизованных.


Капоэйра в России
В России капоэйра существует около 15 лет, и за это время движение успело обрости местными школами, состязаниями и ассоциациями. Один из самых знаменитых капоэйристов нашей страны – Роман Белов, мастер спорта России, а также вице-президент московской, российской и всемирной федераций капоэйра. В среде капоэйристов его знают, прежде всего, как человека, который в 2009 году сразился с местре Барао (Бахао) – национальным чемпионом Бразилии по капоэйре. Многие, увидев запись боя, критиковали Романа за то, что тот перескочил от капоэйры к другим единоборствам в ходе поединка.
Позже, в 2004 году Белов опубликовал книгу под названием «Это капоэйра», где рассмотрел не только исторические аспекты данного искусства и случаи из своей практики, но также поговорил о теории капоэйры, провёл инструктаж относительно выбора техники и тренера и сдобрил всё это красочными фотографиями. Также Роман основал московскую академию капоэйры So Forca, куда, по его словам, принимаются все – и мужчины, и женщины, начиная от 3-х лет и заканчивая 99 годами.

Действительно, сейчас капоэйрой увлекаются люди обоих полов, поскольку данный вид спорта – это одновременно и вид борьбы, и танцы, и акробатика. Так что если вы прочитали эту статью, живёте в Санкт-Петербурге и хотите попробовать что-то новенькое, загляните к мастерам из школы «Аше Капоэйра», которую некогда основал сам местре Барао.

Дарья Сипинская

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

http://tubegalorex.com