тел./факс: +7 812 633-03-00
Петербург-2100. Твори будущее!

Греция. Открываем заново

Поделиться:

Наши знания об искусстве Греции ограничиваются Древней Элладой. А между в стране трех морей творили в прошлом веке и творят сегодня самобытные художники. Восполнить лакуну призвана масштабная выставка, которая до 9 января будет проходить в ЦВЗ «Манеж» – «Genii Loci (Гений места). Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день».
Экспозицию составляют 147 произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, объектов, инсталляций и видео-арта, знакомящих с творчеством более 100 авторов. Мы не знаем их имена, а между тем, это художники мировой известности, обладатели международных призов, чьи работы выставлялись на престижнейшей Венецианской биеннале.

Едва вошедшему в Манеж зрителю сразу говорят о главном: о трагической истории Греции, о глобальных проблемах современного мира, и в чем искать спасения.
Распятая фигура, красная ткань, символизирующая кровь – эта абстракция напоминает о тех, событиях, что произошли в Греции в конце 60-е годов ХХ столетия, когда к власти на долгие 12 лет пришли «черные полковники». С другой стороны аванзала – работа ведущего скульптора ушедшего века Йоргоса Лаппаса «Mappepmonde (Карта мира)». Инсталляция из черных металлических фигурок отражает «всю историю и географию человечества». «Здесь поднимается тема глобализации, – поделилась своими мыслями директор Музея современного искусства Петербурга Марина Джигарханян, – Кто такие эти люди, которые расставлены на этой карте мира? Вроде все произошли из одного общего огромного дома, но на данный момент они утеряли связи. И между собой, и с общим домом».
Между распятой фигурой и миллионом обезличенных человечков – огромная инсталляция, где начертана выдержка из знаменитой греческой поэмы. И хотя мы не можем прочесть греческие буквы, в ней энергия молитвы. Возможно, по мнению греческих художников, это единственное, что нас может спасти.


Но ключ к выставке – в работе Фотиса Контоглу «Греция трех миров», в которой есть место античным колоннам, и византийской мозаике и модернизму. Для греческих художников важна национальная идея, самоидентификация, которую они утратили с турецкого нашествия и которую они восстанавливали, начиная с 30-х годов прошлого века. Корни для них все – корни в Древней Греции, в Византии. Работа Никоса Хатзикириакоса-Гикаса так и называется «Гений места» – она говорит о современных поисках места, которое дает человеку творческие силы, но решена в стиле античного искусства. Или скульптура Костаса Варотсоса – абстрактная покрытая черной краской фигура из полистера, название которой «Черная Афродита» отсылает к эллинистическому прошлому.
Хедлайнером экспозиции стала картина «Одиссей». Знаменитый древнегреческий сюжет афинский художник Яннис Гайтис трактовал на современный лад. «Художник поднимает актуальную тему потери человеческого лица в социуме, – размышляет Марина Джигарханян, – Глобализации, которая уничтожает индивидуальность. В особенности речь идет о мужчине. Что есть мужчина в соврменном обществе? Одиссей, его спутники, и даже сирены обезличены – у всех одиновые лица, одинаковые костюмы, одинаковые котелки. Тенденции модернизма очень характерны для современного греческого искусства, но и они всегда обогащены национальным колоритом, сочетающем синий, красный, черный и белый цвета. Да, это контрастные яркие цвета, но Греция не праздничная, как итальянское искусство. В ней колорит другого содержания – византийской иконы».
После этой выставки художественный мир современной Греции если не откроется во всей его полноте, то уже не будет «белым пятном». Добавим, что в течение месяца по воскресеньям на экспозиции проводятся детские экскурсии и образовательные лекции, открывающие для нас Грецию заново.

Елена Боброва

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*