тел./факс: +7 812 633-03-00
Петербург-2100. Твори будущее!

Долг Сарика Андреасяна

Поделиться:

«Землетрясение». Фильм, мимо которого нельзя пройти равнодушно.

В первый зимний день в прокат выходит фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение». Создатель «ЛОпуХОВ», «Беременного» и «Служебного романа. Наше время» снял драму о событии, которое одним декабрьским днем 1988 года перевернуло жизни тысяч армян. Зачем и почему он взялся за этот проект, рассказал Сарик Андреасян «FREE ТАЙМУ» после премьеры в Петербурге.


Но сначала несколько фактов.

История. Для тех, кто не помнит или не знает, что случилось в Армении 28 лет назад 7 декабря. В этот день, вернее, утро, в 11.41 время остановилось для 25 тысяч (по официальным данным, по неофициальным – 150 тысяч). Всего 40 секунд длилось землетрясение, этого хватило, чтобы разрушить города Спитак, Ленинакан, Кировакан, Степанаван и еще более 300 населенных пунктов.

Сюжет. 45-летний архитектор Константин Бережной, по вине которого погибли в автокатастрофе родители Роберта Мелконяна (теперь ему 20 лет, а на момент трагедии он был ребенком) по трагическому стечению обстоятельств после 8 лет тюрьмы возвращается в Ленинакан в день землетрясения: его ждут жена, дочь, сын… и Роберт, который хочет отомстить за гибель родителей.

Территория кино. Съемки фильма длились 42 дня. В Москве на территории заброшенного завода практически с документальной точностью воссоздали разрушенный город. Было завезено 8 тысяч тонн строительного материала: дерево, пенопласт, бетонные блоки, асфальт и пр.

Очевидцы. В Гюмри (бывший Ленинакан) снимали сцены мирной жизни до трагедии. В съемках, проходивших в Армении, в массовке участвовали жители Гюмри, большинство из которых пережили землетрясение 1988 года. В спасательных операциях в Ленинакане в декабре 1988 года принимали участие продюсер фильма Рубен Дишдишян и исполнитель одной из главных ролей Грант Тохатян (в народе его все знают по сериалу «Последний из Магикян»).

Реплика. Константин Лавроненко (согласился сыграть Константина Бережного после 25-секундного раздумья) заметил, что фильм нельзя смотреть без валидола: «Хорошо помню, что происходило в 1988 году. Я тогда был уже немолодым человеком, испытавшим потери в жизни, уход близких, поэтому понимал, каково это – терять. Но все равно трудно описать, что испытал тогда. Это даже не шок, это удар! Как это, когда в считаные секунды погибает столько людей?! Первые вопросы: «За что? Почему? Как?». Потом уже появляются и другие: почему никто не мог это предсказать? Как люди будут с этим жить, как будут это преодолевать? Это было основной темой».

И наконец, Сарик Андреасян.

Об идее

– Конечно же, я знаю об этой катастрофе всю жизнь. Я вырос в Казахстане, но каждый год приезжал в Армению, к родственникам. И каждый раз я слышал о землетрясении 1988 года. Много лет, уже после развала Советского Союза, вспоминали 7 декабря. А потом все стало постепенно затихать. Мне было больно за тех людей, которые погибли в тот день, за их близких, которые пережили страшные потери. И еще, знаете, меня давно волновал вопрос: почему есть немало художественных фильмов об армянском геноциде, но ни одного – о спитакском землетрясении? Когда поступал в киношколу, я думал, что должен сделать такой фильм. Это был мой фильм-мечта. Я хотел рассказать общечеловеческую, трагическую историю, но при этом историю об объединении людей.

О границах

Землетрясение 1988 года — последняя трагедия, которая объединила не только весь Советский Союз, но и весь мир. Я считаю, что границы, которые нас разделяют сегодня, – это границы в наших головах прежде всего. Люди стали разделять: он светлее, она темнее, он из другой страны. Наше кино про то, что все это не имеет значения – человек, он везде человек. И когда у кого-то горе, если у тебя есть возможность ему помочь, помоги. И мы в фильме рассказали об этом единении и о людях, которые приезжали и прилетали со всех городов СССР, из других стран, чтобы помощь Армении. У нас есть сюжет, когда ростовский крановщик на своей машине сутки без сна и остановки ехал в Ленинакан, а люди по дороге заливали ему солярку, просто потому что искренне хотели помочь. Тяжело представить, что сегодня кто-то из нас, прочитав такую ужасающую новость, совершит такой поступок, как этот крановщик из Ростова.

О правде

— Герои, безусловно, вымышленные, но все их истории, взаимоотношения мы брали из реальной жизни. Мы больше года изучали видеохронику, фотографии, книги. Слушали свидетелей катастрофы – спасателей, выживших и спасенных. Слушать их истории было тяжело – вспоминая те события, люди сразу начинают плакать. Глядя на них, мы понимали, что фильм должен быть максимально правдивым. При этом мы не акцентировались на ужасах – ничего этого нет вообще. Мы не собирались спекулировать на трагедии.

О главном

«Землетрясение» — не фильм-катастрофа в привычном понимании. Это — скорее, эпическая драма с элементами фильма-катастрофы, в которой мы постарались также отразить и тему поколений, отцов – детей, и любви, и предательства. Это кино про поступок. Ведь человек — это прежде всего не слова, а поступки. И хотелось, чтобы такие фильмы давали возможность человеку решиться на, может быть, самый важный поступок в его жизни.

54total visits,1visits today

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*