тел./факс: +7 812 633-03-00

Дневник отца

Поделиться:

Словесные нунчаки против бабушек.

«Сегодня мы делали крылья, я почти закончила весь самолет», – говорит мне дочь. Практически каждый учебный день она остается после уроков в школе – ходит на занятия по авиа­моделированию. Интерес возник внезапно, и как это часто бывает, буквально на пустом месте. Дочь совсем равнодушна к технике и последнее время как раз перешла на чисто девичьи увлечения – домики с кроватями и все такое. Правда, к куклам она так же равнодушна, как и к технике. И вот теперь самолеты.

Сначала сами по себе, как чудо, которое летает и не падает, затем – как модель для сборки. Самое странное, что дочь не любит делать что-то руками и всегда отлынивала, если такая возможность была. А тут клей, детали. Усердие не ее стихия, казалось бы. И все-таки дочь увеклась. Авиамоделирование у нее трижды в неделю. И это не все. Почти одновременно с самолетами дочь заинтересовалась кобудо. Кобудо – это такая японская борьба со всякими мечами и нунчаками.

«Согласно одной из легенд, школы кобудо создавались в условиях борьбы невооруженного простолюдина с вооруженным самураем. В Средние века жители Окинавы, лишенные возможности иметь какое-либо оружие, для защиты взялись за предметы повседневного пользования. В основном это были сельскохозяйственные орудия труда, превращенные в грозное оружие, – посох-бо, трезубец-сай, рычаг-тонфа, серп-кама, цеп-нунчаки и другие», – сообщает Википедия. Короче, все серьезно.

И вот дочь этим делом увлеклась. Зашла на занятия, посмотрела, и все: хочу. Ну и ради бога. Если быстро надоест, ничего страшного – дети должны скакать по увлечениям, как зайцы по кочкам, пока не определятся. Кто-то быстро выбирает, кто-то так и не сможет остановиться, и это нормально. Вопрос тут в другом: граница между принуждением ребенка для прививания упорства и принуждением, вызывающим в нем отвращение к занятию, очень тонка. Как ее не переступить? Если дочь потеряет интерес к авиамоделированию или кобудо, то как понять – это пас перед трудностями или действительно надоело?

Полно же историй самых разных. Человека заставляли, он ненавидел, например, музыку, а потом: а) стал известным музыкантом; б) забросил музыку, о чем жалеет. Хотя полно примеров, когда принудительные уроки фортепиано заканчивались натуральной душевной травмой. Вот и поди пойми, как не ошибиться.

Пока же я радуюсь тому, что дочь не придает значения условностям. Я имею в виду, что на обоих занятиях она единственная девочка – и самолеты клеят, и дерутся одни мальчишки. Ее это совсем не беспокоит, и ее никто не задирает (пока). Удивительно, но вот кто обращает на данный факт внимание, так это бабушки ее одноклассников. Есть там такие две дамы, которые пару раз на выходе из школы комментировали в духе: «Ася, Антон сказал, что ты ходишь с ним на борьбу. Неужели тебе нравится? Ты же девочка».

Впрочем, чего же удивительного в этих репликах? Советские бабушки – известное зло. Ася, к ее чести, не расстроилась и не стала рефлексировать, а сообщила старушкам, что это ее личное дело. Молодец. Если давать такой отпор учат на занятиях по кобудо, я двумя руками за. И если даже Ася потеряет интерес и к кобудо, и к авиамоделированию и увлечется, например, балетом (коллекционированием спичек, шутерами и т. д.), я буду только рад. А где проходит грань между воспитанием упорства и принуждением, мы разберемся по ситуации. Ну и уж точно не будем обращать внимания на мнение окружающих. Вот еще.

Игорь Кузьмичев

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*