тел./факс: +7 812 633-03-00
Петербург-2100. Твори будущее!

Демоны над городом

Поделиться:

В период летнего театрального затишья мы попытались выяснить, что готовит нам сезон грядущий. Из двух десятков премьер мы расскажем о самых интересных.

Крючкова и Достоевский

БДТ им. Товстоногова по-прежнему остается главной интригой театрального Петербурга. Два года из трех, данных по контракту Андрею Могучему, прошли, но по его собственному выражению, перезагрузка театра продолжается. За что он возьмется в новом сезоне – пока тайна, зато точно известно, что в БДТ появится «Игрок» в постановке Романа Мархолиа. Заметим, что инсценировка этого романа Достоевского уже три года идет в Александринском театре, так что любителям сравнительных анализов будет чем себя занять. Тем более что эксцентричную бабуленьку, подсевшую на рулетку, в Александринке играет Эра Зиганшина, а в БДТ репетирует Светлана Крючкова. В свое время актрисы уже пересеклись в роли бабушки в «Похороните меня за плинтусом». Героиня Достоевского абсолютно по мерке Крючковой: столь же самобытна, парадоксальна, властна, импульсивна. А главное, в обеих дамах – неуемная жажда жизни. Судя по подсмотренной репетиции, спектакль получается очень неожиданным: ярким, пластичным и музыкальным. На главную роль в БДТ приглашен Владимир Кошевой, он же Раскольников в последней телеверсии знаменитого романа Достоевского.

Новая кровь

Главный режиссер Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов находится в процессе выбора драматургического материала. Зато по-отечески дает реализоваться на обеих сценах своим молодым коллегам. Малая сцена предоставлена четверокурснику поляку Бениамину Коцу. Взяв не шедшую в России пьесу своего соотечественника, драматурга и философа Витольда Гомбровича «Венчание», он погрузился в размышления и рефлексии на тему кризиса человека в современном мире.
На постановку пьесы «Демоны» шведа Ларса Норена Юрий Бутусов пригласил хоть и молодого, но уже заявившего о себе режиссера Дениса Хусниярова. Историю о моральном и физическом истязаниях двух семейных пар можно было бы поставить в духе Бергмана, но Хуснияров настроен на стилистику фильма «Семь психопатов». «Хочется сделать черную комедию, – говорит режиссер, – где много злого юмора и живого звука». Да, и обещано появление на сцене реальной группы The Doors. Только не спрашивайте, как.

Катерина и немцы

А в уже ставшем родным Театре на Васильевском Денис Хуснияров поставит «Камень» – пьесу современного немецкого автора Мариуса фон Майенбурга, умеющего открыто ставить неприятные вопросы. Например, кто несет личную ответственность за Холокост? Вместе с поставленными в прошлых сезонах спектаклях «Одинокие» по пьесе Герхардта Гауптмана и «Глазами клоуна» по роману Генриха Белля, премьера станет частью своеобразной «немецкой трилогии».
Свою линию – постановки отечественной классики «без вывертов» – продолжит и главный режиссер Театра на Васильевском Владимир Туманов. На этот раз мэтр возьмется за «Грозу» Островского. Можно быть уверенным, что нам стоит забыть о «луче света в темном царстве», о социально-обличительном пафосе и прочих штампах. Передать атмосферу трагедии, разыгравшейся в одном волжском городке, Владимиру Туманову поможет и музыкальная партитура – те народные напевы, в которых, по выражению режиссера, звучит диковатая тоска по счастью.

Ведьмы и сказки

Кшиштоф Горбачевский поставит на Новой сцене Александринского театра «Макбет» Шекспира. Любопытно, что еще пару лет назад Горбачевскому, лидеру молодой польской режиссуры, российский театр представлялся исключительно архаичным и чересчур академичным. Теперь, надо полагать, он убедится, что мы не в стороне от европейских тенденций, коли на основной сцене старейшего театра России (сцены академичнее просто быть не может) появится столь же демоническая, как и шекспировская трагедия, сказка Карло Гоцци «Ворон» в постановке Николая Рощина. Этого режиссера представляют так: «Занимается поисками новых способов сценической выразительности в рамках невербального театра». В своем стиле он замешал трагикомическую сказку Гоцци на абсурдно-парадоксальных реалиях нашего мира, в котором по определению невозможен хеппи-энд. Добавим, что обе премьеры состоятся в рамках IX Международного театрального фестиваля «Александринский».

Жена и император

Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак репетирует пьесу Сомерсета Моэма «Верная жена». В салонной комедии на тему любви, измены и скандала в благородном семействе режиссер увидел «пособие» на тему, как выживать, когда раздавлен изменой близкого человека. Не факт, что мы увидим этот спектакль в будущем сезоне, поскольку Семен Спивак известен долгими репетиционными периодами. Поэтому, чтобы актеры не застаивались, он дает им волю режиссировать (правда, потом наносит на эти спектакли финишную лакировку). Нынешней осенью мы, скорее всего, увидим спектакль Михаила Черняка по пьесе чешского драматурга Иржи Губача «Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка». Это история о том, как к императору, сосланному на остров Св. Елены, пробирается парижская повариха, чтобы выставить царственному изгнаннику счет за погибшего под Ватерлоо мужа. В образе Наполеона выйдет сам Михаил Черняк.

Привидения и великаны

В конце июля на петербургской сцене дебютировала режиссер, руководитель Будапештского театра комедии Энике Эсени. В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской она поставила знаменитую пьесу Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» о двух браках, внешне благополучных, но внутри разъедаемых любовью-ненавистью.
В новом сезоне разговор о сложных семейных отношениях, вине и ответственности продолжил Андрей Утеганов, поставив на Малой сцене «Привидения» Ибсена.
Осенью в афише театра появится «Дом, который построил Свифт» Григория Горина. За сатирически-философскую притчу взялся главный режиссер театра Александр Баргман.

Зимой театр планирует разбавить свой внезапно посерьезневший репертуар. Андрей Максимков поставит комедию известного американского сценариста Рона Хатчинсона «Унесенные Голливудом», раскрывающую закулисные подробности съемок легендарного фильма «Унесенные ветром».

Черт и что?

В августе театр «Мастерская» отметит пятилетний юбилей и покажет две новые работы. Во-первых, версию о любви русского эмигранта Владимира Ульянова к весьма фривольной переводчице Инессе Арманд. Надо полагать, для молодых актеров, равно как и режиссера Романа Габриа, ученика Григория Козлова, было прикольно открывать сексуальную сторону жизни вождя мирового пролетариата. И хотя история не знает сослагательного наклонения, вопрос все-таки возникает: а возникни Инесса вместо Наденьки, не променял бы Ульянов революцию на тихий уютный быт? Или он все равно вступил бы в диалог с темными силами, как герой второй августовской премьеры «Иван и черт»? В основе последней – сцены, не вошедшие в спектакль «Братья Карамазовы», где «проклятыми вопросами» мучается философ и богоискатель Иван Карамазов.

Также в новом сезоне в афише театра появится спектакль Александра Кладько «Носороги» по знаменитой пьесе абсурдиста Ионеско, и – неожиданный ход – «Молодая гвардия». Разобраться в мифах и реальной судьбе юных партизан из Краснодона взялись режиссеры Максим Диденко и Дмитрий Егоров.

Поле, магазин, завод

Проект «Открытая сцена», занимающийся развитием и поддержкой экспериментального театра, появился на свет восемь месяцев назад. В новом сезоне под эгидой «Открытой сцены» Дмитрий Волкострелов выпустит спектакль по пьесе Павла Пряжко «Поле» про потомственных комбайнеров и власть тьмы, а вместе с крупнейшим европейским театральным фестивалем Wiener Festwochen – спектакль «Клуб самодеятельной песни» по произведениям советских бардов. Еще одну постановку осуществит Искандер Сакаев по мотивам рассказа Александра Грина «Крысолов».

Но заявит о себе «Открытая сцена» уже 21 августа фестивалем «Точка доступа: театр в городе». Фишка смотра – освоение нетеатральных пространств. И если спектакль Павла Михайлова «Бродский. Retweet» легко впишется в пространство библиотеки Кировского района, то в отношении спектакля «Кентерберийские рассказы», который сыграют в гипермаркете «Максидом» на улице Тельмана, вопросов возникает больше. Еще две локации: уличное пространство в районе станции метро «Удельная», где сыграют «В сторону белого КамАЗа», и дебаркадер, пришвартованный у берега Малой Невы, где Яна Тумина покажет «Яго» по шекспировскому «Отелло». «Потерю равновесия» Андрея Гогуна про будни подводников сыграют на заводе слоистых пластиков. Предприятие режимное – вне «Точки доступа» туда и не попадешь. Стоит заметить, что попытки освоить театральную обочину Петербурга ведутся уже давно и пока безуспешно. Посмотрим, что получится у «Открытой сцены».

Елена Боброва

109total visits,1visits today

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*