тел./факс: +7 812 633-03-00

Cosplay: побудь в роли героя

Поделиться:

Цветные волосы, большие «анимешные» глаза, хвосты, рога и необычная одежда… Как часто вы встречаете их на улицах города или в метро? Эти яркие ребята не кто иные, как косплееры – любители перевоплощений, готовые отдать многое за возможность щегольнуть в роли любимого персонажа. Каким образом косплей стал частью мировой культуры, кто его отцы-основатели и что косплееру необходимо сделать, чтобы не ударить в грязь лицом – в нашем материале.

Азы движения
Косплей – это больше, чем слово. Это понятие, философия и целая жизнь. Образованный от двух английских слов – «костюмированный» (costume) и «игра» (play) – косплей представляет собой тщательно спланированное представление, где каждый персонаж – это копия себя же, но киношного, игрового, литературного и в очень частых случаях – героя аниме. Основными атрибутами любого грамотного косплея являются не только костюм, мейкап и правильно подобранный парик, человеку необходимо полностью вжиться в роль изображаемого персонажа. Привычки, жесты, походка, образ мыслей, интонации – косплеер должен уметь воспроизвести всё. Костюмы чаще всего делаются вручную, хотя покупать их не возбраняется, парики также переделываются под себя. Дальше выбирается сценка, которую собирается отыгрывать косплеер, пишется сценарий, а затем начинаются длительные репетиции. 

Во многом косплей – это соревнование, будь то фото в Сети или выступления на фестивалях, поэтому люди, которые этим занимаются, относятся к своему хобби очень серьезно и часто проводят  бессонные ночи, готовясь к очередному мероприятию. К слову, только в России на данный момент существует около 120 фестивалей, главными из которых являются AVA Expo,«Старкон» и AniMatsuri в Санкт-Петербурге, а также AniMatrix и «Игромир» в Москве.  

В стиле Sience Fiction
Историческая родина косплея – Соединенные Штаты Америки, а основная тема первых косплей-образов – научная фантастика. Впервые опыт переодевания в выдуманного персонажа состоялся в 1908 году – некий джентльмен по имени Уильям Фелл перевоплотился в героя комикса «Мистер Скайгак с Марса», однако  на тот момент идея не прижилась. Зато в 1939 году такой экспромт оказался в тему: писатель и редактор Форест Аккерман посетил первый в мире Международный фестиваль sci-fi литературы в футуристическом костюме собственного сочинения. Тогда же состоялся и дебют первого женского косплея – спутницей Фореста выступала Миртл Нолан, более  известная как Мороджо, – редактор, ярая поклонница научной фантастики и пассия Аккермана. Миртл была одета в платье, дизайн и конструкция которого также принадлежали писателю. На фестивале идею встретили бурно: на следующий год в программу вошел конкурс костюмов, став обязательной частью подобных мероприятий. Особо котировались герои всевозможных фантастических романов и кинофильмов. 


В течение последующих лет, несмотря на военное положение 1941–1945 годов, фестивали и костюмированные вечеринки не сбавляли оборотов, хотя прочно вошли в американский досуг только после 1950-го. К тому моменту литература в жанре Science Fiction активно собирала поклонников на так называемых конвентах: в образе монстров, инопланетян, безумных ученых и мутантов выступали как известные писатели (Вилли Лэй, Фриц Лейбер), так и их почитатели. Конкурсы костюмов и другие мероприятия проходили в увеселительной форме, атмосфера была дружеской и соперничества не предполагала, хотя в 1970–1980-х соревновательный дух все-таки возобладал над развлечением – стали появляться номинации, за победу выдавались призы. Однако, несмотря на то что движению шел уже не первый год, названия для него так никто и не придумал. Рождение понятия произошло позже и отнюдь не в США.


Косплей в Японии
Термин «косплей» (по-японски он звучит как Cosupurei) появился благодаря японскому писателю Набуюки Такахаси, который в 1984 году отправился в США на Worldcon, а затем написал книгу обо всем, что увидел там, назвав перевоплощение в любимых героев костюмированной игрой. Новым веянием заинтересовались отаку (так в Японии называются страстные поклонники какого-либо хобби), и косплей повсеместно распространился в Стране восходящего солнца. Однако если в США в ряду основных персонажей можно было встретить супергероев, сказочных существ и обитателей других галактик, то в Японии популярность приобрели яркие персонажи аниме и компьютерных игр. 


Сначала молодые японцы косплеили ради забавы, а потом хобби незаметно переросло в часть модной индустрии. Появились модели, которые занимались этим профессионально, даже выпускали альбомы со своими фотографиями. Одна из самых известных японских косплеерш – Оми Гибсон (настоящее имя Оми Керо). Девушка занимается косплеем уже больше 10 лет и за это время снискала себе славу этакой помешанной в хорошем смысле этого слова фетишистки. Ее образы отличаются оригинальностью, смелостью и не ограничиваются рамками непосредственно косплея. На счету девушки такие персонажи, как Джилл Валентайн из игры Residence Evil, Куколка из фильма «Запрещенный прием», Мотоко Кусонаги из аниме и одноименной игры Ghost of the shell, а также Школьница («Убить Билла») и многие другие. Особенно девушке приглянулись персонажи из игр Хидэо Кодзимы. В разное время Оми Гибсон косплеила Райдена, Биг Босса и других персонажей игры Metal Gear Solid. Хидео Кодзима высоко отзывался о таланте Оми и даже приглашал на одну из презентаций своих игр. Но все это дела современности, а тогда…

https://www.instagram.com/p/_OzM2nmJlE/?taken-by=omikero

Как фантастика превратилась в парад няш
По воспоминаниям известного японского косплеера со стажем Инуи Тацуми, в Японии косплей в том виде, каким мы его знаем сейчас, был популяризован благодаря самиздату. В конце 1980-х Инуи занимался продажей самиздатовских журналов, печатавших мангу и материалы об аниме. Чтобы привлечь покупателей, Инуи приходилось наряжаться в героев из журналов. Так началось его увлечение косплеем. Уже позже, в начале 2000-х, Инуи Тацуми создал сеть для единомышленников со всей Японии, благодаря которой косплееры смогли не только общаться и делиться своими образами, но также покупать костюмы и реквизит. Особо на тот момент были популярны персонажи из аниме «Драконий жемчуг», «Евангелион» и «Наруто», также пользовались успехом герои Хаяо Миядзаки.

В результате очередного смешения культур «анимешный» косплей проник в США, и многие американцы, забыв о старой доброй фантастике, стали переодеваться в разнообразных «няш» – милых японских школьниц, забавных зверьков и боевых девиц. Сейчас наиболее известными американскими косплей-моделями считаются Джессика Нигри, Меган Коффи, Алексия Джин Грей и Дестини Никкельсен.


https://www.instagram.com/p/BapXKGMn1tM/?hl=ru&taken-by=destinynickelsen
  
Культурные различия
Кстати, подходы к самой сути косплея на Востоке и Западе разные. Если в Японии косплей – это нечто похожее на фото с Петром и Екатериной на Дворцовой площади, только в рамках большого события, то в Европе, Китае, США и России ситуация иная. Несмотря на то что в Китае косплееры тоже любят фото- и видеосъемку, на местных фестивалях сценки допустимы, однако отбор не так строг, как в той же Японии. В Стране восходящего солнца даже фотокосплеера могут забраковать за то, что фигура или лицо отличаются от выбранного персонажа.
Другое дело – Америка: конкурсы на лучший образ, конечно, проходят, но человек имеет право независимо от пола и физических данных изображать любого приглянувшегося ему героя. Кроме того, допускается вольная интерпретация образа, ведь для американцев главное не детализация, а возможность эксперимента. Но здесь же периодически возникают и конфликты: далеко не все хотят видеть косплееров на конвентах. К числу людей, не принимающих данное увлечение всерьез, относится художник-комиксиcт Пэт Бродерик, который даже отказывался участвовать в мероприятиях, если там будут присутствовать любители переодеваний.

Суровый русский косплей
Однако настоящий косплеер трудностей не боится – доказывают русские. В нашей стране косплееры часто ходят на мероприятия и при этом не только выглядят как персонажи игр, фильмов или аниме, но также активно выступают на сцене. Последнее влияет на стоимость билета: выступающие обычно проходят на фестивали бесплатно, в то время как другие участники, если они в костюмах, платят на порядок меньше, чем обычные зрители. 

Первое мероприятие для российских косплееров состоялось в 2002 году в Воронеже, на Всероссийском фестивале японской анимации. С тех пор многое изменилось: теперь к участию в подобных мероприятиях допускаются только те косплееры, которые детально прорабатывают своего персонажа, начиная от марки одежды и заканчивая сценарием выступления. У каждого фестиваля есть свои требования при заполнении анкеты, допустимом реквизите и других тонкостях, однако всех их объединяет одна особенность: пока на тебе костюм, ты находишься в роли. Часто участники соревнуются за крупную денежную сумму, поэтому стремление качественно сыграть персонажа только возрастает. И если вы спросите, есть ли у косплея какое-то положительное влияние кроме конкурирующей функции, то мы ответим: да, есть. Потому что чужой костюм, как и вообще чужая роль, – это возможность релаксации, инструмент социализации и способность понять, кто же ты есть. «Примеряя на себя роли различных героев, человек получает возможность изучить способы конструирования личности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. А затем освоенные инструменты используются для построения себя и поиска собственного уникального места в мире», – считает косплеер и специалист по массовой культуре Полина Ханова.

Дарья Сипинская 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*