тел./факс: +7 812 633-03-00

Битва за кадры

Поделиться:

Еще недавно многие эксперты скептически оценивали перспективы коворкингов и арт-пространств, но постепенно они все-таки отвоевывают свою нишу на рынке – об этом говорили на деловом завтраке «Meeting. Дом и офис как искусство». Мы попытались разобраться, как меняется офис и почему.

ДОЛОЙ ОФИСНОЕ РАБСТВО

Тезис: миллениалы не хотят работать изолированно. Они хотят жить, работать и развлекаться вместе. Но это не значит, что они готовы идти в офисное рабство.

Актуальная форма: коворкинги – промежуточная модель между работой в домашних условиях и работой в офисе. Оборудование и инвентарь коворкинга мало чем отличаются от требований к инвентарю традиционного офиса, только здесь работают люди, никак не связанные между собой.

Перспектива: пусть и медленнее, чем в западных странах, но вполне заметно теснят традиционные бизнес-центры. Как заметил руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank Игорь Кокорев, уже сейчас многие классические бизнес-центры открывают на первых этажах коворкинги вместо устаревших и мало востребованных конференц-залов.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ

Тезис: гомо сапиенс существо стайное, ему надо, чтоб «плечо к плечу», чтоб «локоть друга» – ковбои, одиноко бредущие по пустынному Техасу, образ красивый, но, как показывает практика, не очень жизненный. Не случайно в последнее время о возвращении в «офисную семью» заговорили даже компании, не нуждающиеся, казалось бы, в офисах, многие признали: эксперимент с переводом сотрудников на удаленку провален…

Актуальная форма: офис – функциональная арт-площадка, а не бездушное, безликое пространство. «Пусть меньше платят, и соцпакет не ах, но зато офис крутой» – так оценивает миллениал предложение, устраиваясь на работу.

Перспектива: теперь компаниям придется вести борьбу не только за клиента, но и за сотрудника: он должен идти на работу, как в дом родной, а не как на Голгофу, говоря языком бессмертного Аркадия Велюрова.

СВОБОДНАЯ СРЕДА

Тезис: меняется не только интерьер офиса, меняется его суть. Или, говоря словами Игоря Кокорева, «будет происходить “коворкингизация” традиционных офисов».

Актуальная форма: концепция Activity-based working (функционально ориентированный офис). Здесь 8 часов не проводят, как раб на галерах, прикованным к своему рабочему месту. Здесь нет необходимости ненавидеть своего соседа («почему у него такой мерзкий дискант, когда он разговаривает с клиентом?») и терпеть гомон десятка коллег. Не надо спешно покидать свое место, когда позвонила жена (как всегда не вовремя). А что делать с надоедливым лицом напротив, сил нет терпеть?! ABW – это как отмена крепостного права. Можно работать там, где удобно и где хочется – хоть в переговорной, хоть в индивидуальной закрытой комнате, хоть в лаундж-зоне. Хоть сидя, хоть стоя.

Перспектива: цифры говорят сами за себя: согласно исследованиям, производительность сотрудника при ABW на 16 % выше, чем обычного сотрудника. И эту форму все больше признают в трудолюбивой Азии: в Пекине за нее 43 %, в Шанхае – 48 %, в Сингапуре – 55 %.

БИЗНЕС-ГОРОД

Тезис: поиск идеального баланса между работой и личной жизнью, полноценной комфортной среды, созданной для достижения enjoy-work – удовольствия от работы.

Актуальная форма: lifestyle бизнес-центр. Стимулирует совмещать работу, отдых и занятия спортом. Лайфстайл БЦ – это комплекс строений, объединенных единой идеей и размещенных не в центре, а в зеленой зоне. Всю необходимую инфраструктуру (от кафе до химчистки, а в египетском Smart Village есть даже отель, школа, бассейн и детская площадка) стараются создать внутри комплекса. Важную роль играет развитие корпоративной культуры, арендаторов БЦ объединяет неформальное общение на творческих мастерских, лекциях, мастер-классах.

Перспектива: на Западе давно уже практикуется, в России только начинает набирать обороты. Такая своеобразная форма утопий.

ЭВОЛЮЦИЯ ОФИСА

1. Чтобы освежить в памяти, как выглядел стандартный офис (по тогдашнему «контора») в брежневском СССР, посмотрите фильм «Самая обаятельная и привлекательная» или германовский «Довлатов» (отличная реконструкция редакции). Уныло и убого. Но мы другого не знали, никто и не думал об «интерьере» (и слова-то такого не знали, говорили «обстановка»).

2. В 1990-е годы, что называется, дорвались. Главное, чтоб было «дорого и богато»: темные тона, много натурального дерева и камня. Под стать малиновым пиджакам и толстым золотым цепям. Другие предпочитали креативность в шведском духе – «евростандарт», яркие цвета.

3. Слегка просветились. Открыли для себя стекло, белый свет и концепцию open space. Но офисы отличались только настенными календарями. И то не очень…

4. Торжествует идея: офис должен иметь свое лицо, быть комфортным и разнообразным. Отход от замкнутой системы планировок в пользу гибкого и вариативного зонирования. Еще недавно предполагалось 7 квадратных метров на два рабочих стола, сегодня две три офиса – под креативное пространство. Лаунж-зона – это святое. Офисы озеленяют, в них появляются игровые комнаты.

Ольга Машкова

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*