тел./факс: +7 812 633-03-00
Петербург-2100. Твори будущее!

7 фактов, которые стоит знать о… кабаре

Поделиться:

В начале ХХ века Петербург пережил несколько эпидемий: холеры, самоубийств, хмельного патриотизма и кабаре.

В первую декаду февраля на малой сцене Театра музыкальной комедии сыграют необычную премьеру – спектакль-концерт «Кабаре для гурманов» (сценарий Игоря Коняева, режиссер-постановщик и балетмейстер Гали Абайдулов). Зритель на два часа забудет о современных гаджетах и перенесется на сто лет назад, чтобы вообразить себя завсегдатаем ресторанов Петербурга – Петрограда начала ХХ века. Персонажем, который объединит эпохи и пройдет через весь спектакль, станет Черный Пьеро Александра Вертинского.

1881-й

18 ноября в центре парижского Монмартра открылись двери первого кабаре под названием «Черный кот». Вскоре новый жанр завоевал пол-Европы. До России кабаре дошло лишь спустя три десятилетия, распространившись со скоростью лесного пожара по стране. В 1912 году только в Москве и Петербурге одновременно поднимали занавес около 125 кабаре и театров миниатюр. Фото новых кумиров украшали стены квартир, их голоса на граммофонных пластинках звучали во всех домах.

1912-й

Символ Серебряного века – кабаре «Бродячая собака». Открылось в подвале дома № 5 на Михайловской площади в ночь под новый, 1912 год. Автор устава клуба – Алексей Толстой, будущий лауреат трех Сталинских премий. Сюда еженочно стремились все петербургские поэты-модернисты, художники, артисты и околоартистическая богема. В марте 1915 года кабаре было закрыто – по одной версии, из-за драки, учиненной Владимиром Маяковским, по другой – из-за запрещенной в годы войны продажи спиртного.

1915-й

В доме по адресу: Садовая, 12, находилось кабаре «Павильон де Пари». Здесь в 1915 году начался сценический путь Пьеро Александра Вертинского. Вначале ариетки «Маленький креольчик», «Лиловый негр» пел «белый Пьеро», позднее он стал «черным Пьеро». Но впервые в образе печального клоуна певец появился в 1914 году в санитарном поезде № 68, курсировавшем между передовой и Москвой. «Брат Пьеро» делал перевязки, ассистировал хирургу. В свободное время, прицепив к белому халату помпоны, устраивал выступления для раненых.

Начало XX века

«Давайте жить весело» – девиз артистов кабаре. Русские кабаретьеры добывали репертуар модных европейских кабачков, переводили скетчи, песенки, пьески под отечественные нужды. В программе «Кабаре для гурманов» – микс музыкальных номеров и литературных сюжетов. В компанию Блока, Вагинова, Маяковского, Зощенко, Аверченко, Ильфа и Петрова легко вписался Чехов. Мужчинам будет интересно услышать его репризу в духе Жванецкого «Женщина с точки зрения пьяницы».

1970-е

Вновь кабаре появились в тучные годы застоя. В Ленинграде были знаменитые кабаре
в ресторанах «Тройка» и «Ленинград». Режиссер-постановщик и балетмейстер Гали Абайдулов: «В “Ленинграде” блистательно играл джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна. Мы правдами и неправдами пробирались в зал, чтобы посмотреть программу: вокальные номера сменялись танцевальными, а за ними шли инструмен-тальные. Но это не было похоже на “солянку” Ленконцерта. Это было кабаре!»

 

Питерские беспризорники обожали разухабисто-фокстротную и при этом ужасно жалостливую кабаретную песенку «Бублики». Всего за 30 минут ее написал по просьбе куплетиста Григория Красавина одесский поэт Яков Давыдов (он же Яков Ядов, Боцман Яков, Аника Воин, Жгут, Мартын Задека и т. п.), «обслуживавший» маленькие кабаретные театры. В Ленинграде «Бублики» подхватил другой одессит – Леонид Утесов.

 

В эпоху нэпа наступил ренессанс театров-кабаре, казино и ресторанов. «Воскресшие» дамы и господа наслаждались жизнью и гастрономическим изобилием, ломая язык о «буржуазное» меню. Одним из сигналов к свертыванию нэпа стал указ 1928 года о переименовании блюд. И консоме протаньер оказался бульоном с кореньями и зеленью, а беф Огарева – бифштексом с жареным луком. Хотели еще слово «меню» заменить на «разблюдовка». Слава богу, не прижилось.

100total visits,7visits today

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*